Россия обогнала страны Европы по количеству банков с доступом клиентов к Apple Pay

Дата публикации: 24.10.2017 13:31
2 193
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Ведомости

Россия обогнала страны Европы по количеству подключенных к системе Apple Pay банков и платежных систем. Как пишут «Ведомости» со ссылкой на данные сайта Apple, сейчас в России к Apple Pay можно привязать карты 39 банков, платежной системы «Яндекс.Деньги», карты «Кукуруза» (совместный проект «Евросети» и Центра финансовых технологий) и «Билайн» (выпускаются «ВымпелКомом» и РНКО «Платежный центр»).

В Европе (без учета России) расплачиваться с помощью сервиса Apple Pay могут держатели карт 48 банков. Лидирует Великобритания, где подключить Apple Pay могут клиенты 29 банков. Второе место делят Ирландия, Италия и Франция: в каждой из этих стран сервис Apple Pay доступен клиентам шести банков.

Германия и страны Скандинавии не фигурируют в соответствующей статистике Apple. Как правило, сервис не действует в странах с малым числом банков, которые к тому же не хотят платить Apple комиссию, рассуждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Причина популярности Apple Pay в России кроется в торговых терминалах, установленных на кассах, полагают эксперты.

Россия запоздала с массовым оснащением торговых точек (в том числе и небольших) терминалами для приема пластиковых карт, и поэтому подавляющее большинство сейчас оснащается современным оборудованием, поддерживающим бесконтактные платежи, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Помимо того что популяризацией Apple Pay заняты сами операторы (им интересно предлагать абонентам финансовые сервисы), у России есть еще специфика: платежные терминалы принадлежат банкам, а в Европе — владельцам торговых точек, которые не всегда заинтересованы в быстрой замене этого оборудования, утверждает партнер нескольких сотовых операторов.

Европейские и американские банки консервативнее отечественных, считает руководитель департамента процессинга «Яндекс.Денег» Андрей Петров. Российские банки смелее идут на эксперименты и внедряют новые технологии, передал он «Ведомостям». Это проявляется не только в случае с поддержкой таких платформ, как Apple Pay или Samsung Pay, но и в общем уровне банковского сервиса: удобные мобильные интерфейсы, переводы через приложения, быстрый выпуск и доставка банковской карты в любую точку страны и мира, платежи через «умные» часы, перечисляет Петров.

По мнению Кускова, платить смартфоном удобнее, чем обычной картой, и поэтому, подключившись к Apple Pay, банки надеются удовлетворить спрос клиентов, рассуждает он. С его доводами соглашается представитель Альфа-Банка Жанна Каплун: в России терминалы с NFC встречаются чаще, чем в США, говорит она. Чаще всего Apple Pay, Samsung Pay и Android Pay используют для относительно небольших ситуативных покупок, которые люди делают, например, по пути на работу или учебу на регулярной основе: кофе, оплата транспорта, объясняет Каплун. К сервису можно подключить любую карту, в том числе не поддерживающую технологию NFC, и превратить смартфон в средство платежа, отмечает она.

Впервые сервис Apple Pay появился в США в 2014 году. Сейчас он работает в 22 двух странах (в России система появилась в октябре 2016 года). Apple не раскрывает количество пользователей и оборот системы бесконтактных платежей. Осенью прошлого года вице-президент Apple по Apple Pay Дженнифер Бейли рассказывала «Ведомостям» о десятках миллионов пользователей системы по всему миру.

Опрошенные «Ведомостями» представители банков не раскрывают ни количество пользователей Apple Pay, ни оборот бесконтактных платежей. В России число владельцев устройств, поддерживающих Apple Pay (смартфоны моложе iPhone 6), колеблется от 5 млн до 6,5 млн абонентов, оценивает партнер нескольких операторов. Сотрудник одного из сотовых операторов говорит о 10 млн устройств.

По данным компании — партнера нескольких производителей электроники, в августе 2017 года iPhone занимали 12,9% российского рынка смартфонов в натуральном выражении — компания Apple была на втором месте. На первом — Samsung, у которого есть собственный платежный сервис Samsung Pay (25,2% рынка). iPhone SE с памятью 32 Мб был при этом самым продаваемым смартфоном в России.

Смартфоны Apple хорошо продаются в России, где развито демонстративное потребление, отмечает управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. Более или менее платежеспособная аудитория покупает iPhone и, следовательно, пользуется Apple Pay, а банки следуют за запросами своих клиентов, рассуждает он. Данных о том, насколько массовым является использование Apple Pay или Samsung Pay, нет, равно как и нет никаких оснований говорить об их заметной популярности, добавляет Алексеев.

Представитель Apple отказался от комментариев.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты