Объем онлайн-трат россиян за год, прошедший с начала пандемии COVID-19 в стране, вырос на 31% и превысил 200 млрд рублей, свидетельствуют данные эквайрингового бизнеса ВТБ. Как уточняется, наиболее заметно — в 3,5 раза — увеличился объем онлайн-покупок в магазинах электроники и бытовой техники; кратный рост интернет-шопинга зафиксирован в fashion-сегменте и продуктовом ретейле.
В целом пандемия практически не повлияла на общий объем трат россиян, при этом приобретенная привычка оплачивать товары и услуги онлайн сохранилась и после снятия ограничений, констатируют в банке. «По итогам года в сегменте электронной коммерции зафиксирован настоящий бум: его доля в обороте по основным категориям выросла до 15%. Больше всего на интернет-продажах заработали магазины электроники и бытовой техники: их онлайн-выручка за год пандемии увеличилась в 3,5 раза и превысила 115 млрд рублей. В 2,75 раза вырос объем интернет-продаж в магазинах одежды и обуви, достигнув 24 млрд рублей. На 162% увеличился онлайн-оборот продуктовых магазинов и супермаркетов — до 160 млн рублей», — говорится в исследовании.
Россияне стали чаще заказывать в Интернете товары для дома и ремонта. В магазинах DIY («сделай сам») объем онлайн-продаж вырос на 65% до 1,8 млрд рублей. На 58% увеличился онлайн-оборот магазинов для детей, достигнув 1,3 млрд рублей. Онлайн-выручка кафе и ресторанов увеличилась на 9% год к году до 16,3 млрд рублей.
Отрицательную динамику в электронной коммерции продемонстрировали отрасли с традиционно высокой долей интернет-оборота, которые наиболее сильно пострадали из-за пандемии. В два раза сократились онлайн-продажи авиабилетов и туров — до 35,8 млрд рублей. На 70%, до 4,8 млрд, уменьшилась онлайн-выручка театров и музеев.
«В непростой пандемийный год российский бизнес сумел перестроиться под новые реалии и ограничения режима самоизоляции. Несмотря на то что во многих отраслях ограничения были сняты еще летом, россияне продолжили покупать онлайн гаджеты, одежду, обувь, товары для дома и даже продукты в супермаркетах — здесь сыграли роль как удобные сервисы доставки, разработанные магазинами, так и новые привычки, сформировавшиеся у населения за время пандемии. Не увеличились, а ожидаемо снизились объемы интернет-продаж в сфере общественного транспорта, авиаперевозок и организованных туров. Однако в этом году при улучшении эпидемиологической ситуации они могут существенно нарастить обороты на фоне всплеска интереса к внутреннему туризму, а в целом доля онлайн-шопинга продолжит расти», — комментирует вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек.
Тренды в Москве в сфере электронной коммерции в целом совпадают с общероссийскими. Однако здесь наибольшую динамику — рост в четыре раза — продемонстрировали онлайн-продажи товаров для дома и дачи: вынужденные проводить отпуск в России из-за закрытых границ москвичи весной и летом устремились на дачи и потратили на онлайн-покупки в магазинах DIY 384 млн рублей.
В Санкт-Петербурге интернет-продажи в категории товаров для дома выросли еще более заметно: в пять раз до 427 млн рублей. В три раза, до 442 млн, увеличилась онлайн-выручка в магазинах одежды и обуви, в 2,6 раза, до 119 млн, нарастили интернет-оборот местные кафе и рестораны. Интернет-продажи в магазинах электроники и бытовой техники выросли не так значительно, как в целом по России, — на 31% до 405 млн рублей.