Президент США Барак Обама, не договорившись с республиканцами, подписал указ о принудительном секвестре государственного бюджета. В соответствии с указом до конца финансового года (он начинается в Штатах 1 октября) бюджет должен быть сокращен на 85 млрд долларов. За десять ближайших лет (то есть и за те президентские сроки, когда хозяином Белого дома уже точно будет не Обама и, возможно, даже не представитель Демократической партии) секвестр должен составить 1,2 трлн долларов. Государственные программы сократятся на 8,5%, расходы на оборонный комплекс — почти на 10%. Зато программы социального и медицинского страхования останутся нетронутыми.
Министр обороны Чак Хейгел уже плачется в интервью Reuters: секвестр поставит под угрозу «все наши планы». А больше всего потеряют федеральные государственные служащие. По предварительным прикидкам,
Обама пошел на этот шаг, потому что у Америки гигантский дефицит бюджета. Демократы предлагали для его снижения сократить расходы на оборону на 30 млрд долларов и ввести специальный налог на сверхдоходы для тех, кто зарабатывает более миллиона долларов в год. Республиканцы сказали: «ни фига, вы должны не налоги повышать, а прекратить нерациональное расходование бюджетных средств».
Такие вот дела происходят в самой богатой стране мира. Она ведет себя, как бедная. Не то — у нас.
Во-первых, просто невозможно представить себе ситуацию, при которой наш президент должен вообще о
Во-вторых, дефицит бюджета в России пока небольшой — хотя уже дефицит, а не профицит, как в «жирные нулевые». Теперь нам не удается балансировать свой бюджет даже при среднегодовой цене нефти в 100 долларов за баррель.
В-третьих, никаких указов о принудительном секвестре наш президент не подписывает. При этом расходы на оборону неуклонно растут, а на образование и медицину — планомерно сокращаются.
Ну и уж полнейшая ненаучная фантастика — чтобы у нас, как в какой-то задрипанной Америке, вдруг начали экономить на доходах федеральных чиновников или силовиков.
Эксперты прогнозируют достаточно серьезные негативные последствия американского секвестра для всей мировой экономики, не исключая и российскую. Прежде всего — замедление глобального экономического роста вследствие спада потребления в США. А в России рост экономики и без того невелик: в январе (данных по февралю пока не видел) рост ВВП составил всего 1,6%. А промышленное производство и вовсе упало по сравнению с январем 2012 года.
Но мы, в отличие от Америки, не говоря уже о Греции с Португалией или Испании с Италией, не намерены экономить казенные деньги. Не меньше 150 млрд рублей вбухаем в зимнюю Олимпиаду. 100 млрд рублей ежегодно Минэкономразвития запрашивает на развитие Дальнего Востока: уж как мы его развили при подготовке к саммиту АТЭС — до сих пор непонятно, куда девались по меньшей мере 15 млрд рублей. А потом уже надо будет готовиться к чемпионату мира по футболу.
И мы ведь справимся с этими расходами. Это Обама в бедной Америке не может сказать частным банкам, кого и на каких условиях кредитовать. А у нас в богатой России государственные банки сами прекрасно понимают, кому давать кредиты и у кого даже не стоит требовать их погашения. А если не понимают — им расскажут. Ведь в крайнем случае долги все равно погасит само государство: не будет же оно разорять крупнейшие банки страны.
Пока Америка режет косты, Россия устраивает пир казенной щедрости для некоторых наиболее «распильных» проектов. А если и сокращает расходы на образование и медицину, то делает это без дискуссий с парламентариями и специальных указов. Тихо, между делом. Чтобы никто не подумал, что Россия на самом деле бедная страна и неизбежно станет в обозримом будущем еще беднее.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции