На примере рассказываем, что бывает, если при страховании жизни не указать хроническое заболевание.
✉
У Марии из Перми после инсульта умер отец. За несколько лет до этого он оформил страхование жизни. Он говорил, что делает взносы на черный день, и рассчитывал, что в случае его смерти семья получит сумму в двойном размере. Но страховая отказалась выплачивать деньги. Оказалось, что на момент заключения договора у мужчины был сахарный диабет — заболевание, входящее в перечень исключений из страхового покрытия.
При этом при подписании договора никто не запросил справку о состоянии здоровья, и отец не был предупрежден, что наличие хронических болезней влияет на право получения страховой выплаты. В итоге договор оказался ловушкой: если застрахованный умирает от болезни, о которой заранее не было указано, — выплаты нет. Это законно?
Описана спорная ситуация. С одной стороны, мужчина не указал наличие хронического заболевания, которое входило в перечень исключений, значит, страховая может отказать в выплате. С другой стороны, причина смерти — инсульт, если кроме этого есть доказательства, что компания не выясняла состояние здоровья (нет справки, нет заполненной анкеты здоровья) и не обратила внимание на перечень болезней, которые исключают выплату, то можно рассчитывать на выплату.
По статье 10 закона «О защите прав потребителей» страхователь должен быть заранее, до заключения договора, надлежащим образом уведомлен обо всех существенных условиях и рисках. Если этого не было, представители клиента могут ссылаться на недобросовестность страховой, введение в заблуждение, навязывание услуги без полной информации.
Также можно рассматривать ситуацию как нарушение статьи 431.2 ГК РФ — толкование условий договора в пользу слабой стороны (физлица), если остались неясности.
Что делать, если страховая отказала в выплате из-за хронического заболевания
- Запросите документы по договору:
- копию договора страхования,
- страховые правила (приложение к договору),
- перечень заболеваний, исключенных из покрытия,
- медицинскую анкету (если она подписывалась — была ли информация о диабете),
- решение страховой об отказе в выплате.
2. Подайте претензию.
Сформулируйте письменную претензию в адрес страховой компании с требованием пересмотра отказа и возврата страховых взносов, если договор не был исполнен. Укажите отсутствие информирования о последствиях наличия хронических заболеваний, отсутствие анкетирования или медосмотра, нарушение принципов добросовестности и закона «О защите прав потребителей», приложите копию медицинской справки с указанием причины смерти.
3. Куда можно обратиться с жалобой:
- Центробанк РФ — через сайт cbr.ru,
- Роспотребнадзор,
- суд (если ответа нет или отказ подтвержден, можно требовать признания отказа незаконным, компенсации убытков и/или возврата взносов).
Узнайте, где ваши финансы дают сбой
Чек-ап от Банки.ру — это бесплатный тест, который поможет быстро оценить ваше финансовое здоровье. Ответьте на несколько вопросов, чтобы проанализировать свои доходы и расходы и понять, что можно улучшить.
Чтобы пройти тест, бесплатно скачайте приложение Банки.ру.
