По данным Минстроя, по итогам II квартала 2018 года в РФ зарегистрировано более 34 тыс. обманутых дольщиков. Банки.ру вместе с экспертами рынка отвечает на самые животрепещущие вопросы дольщиков.
Обманутые дольщики — люди, оказавшиеся в крайне сложной ситуации. Зачастую им приходится не только преодолевать финансовые трудности, но и разбираться в сложных процессах взаимодействия с конкурсным управляющим и государственными учреждениями, а также разгребать тонны информации, которая сыпется со всех сторон, чтобы найти истину.
Кто они, обманутые дольщики?
Многие почему-то считают, что участники долевого строительства — это обязательно дельцы, стремящиеся на этой квартире заработать. Логика проста: дольщики участвуют в довольно рискованном мероприятии, заранее об этом знают и сознательно идут на риск ради денег. А значит, сами виноваты, если что-то пошло не так. Никто им ничего не должен. Хотя если посмотреть на тех, кто приходит на встречи обманутых дольщиков, организуемые Фондом защиты прав граждан — участников долевого строительства, или на дольщиков «Урбан Групп», подававших коллективные письма президенту России Владимиру Путину и премьеру Дмитрию Медведеву 6 августа 2018 года, то понимаешь: большинство из них на алчных дельцов не похожи совсем. Среди них много людей семейных, часто с маленькими детьми и пожилыми родителями, для которых долевое строительство — практически единственный способ улучшить свои жилищные условия. Люди продают жилье, живут на съемных квартирах, платят ипотеку. Разве такое поведение свойственно тем, кто гонится за прибылью?
Генеральный директор аналитической и консалтинговой компании «Недвижимость-профи» Денис Бобков так «рисует» портрет дольщика: «В подавляющем большинстве случаев речь идет о физических лицах, приобретающих квартиру для собственного проживания или для дальнейшей перепродажи / сдачи в аренду. Конечно, ряд договоров долевого участия заключается между юридическими лицами. И бывает, что они также становятся «обманутыми дольщиками» (сам свидетель таких нескольких случаев). Однако очевидно, что сильнее всего страдают в такой ситуации простые граждане. Им может быть банально негде жить и приходится арендовать жилье, у них меньше ресурсов для возврата средств. Если бизнесмены понимают свои риски, вкладывая не самые последние и уж тем более не личные деньги ради того, чтобы дополнительно заработать, то простые граждане, вкладывающие собственные (нередко последние) средства, в данной ситуации теряют значительно больше».
Как люди становятся обманутыми дольщиками?
«Сильнее всего страдают в такой ситуации простые граждане. Им может быть банально негде жить и приходится арендовать жилье, у них меньше ресурсов для возврата средств.»
Воля случая или банальная невнимательность?
Обманутый дольщик — тот, перед которым застройщик не выполнил свои обязательства. Для того, чтобы максимально защитить себя, необходимо заключать с застройщиком договор долевого участия (ДДУ) согласно 214-ФЗ. Конечно, это не гарантирует отсутствия проблем в случае проблем у застройщика, вплоть до его банкротства. Но тут на помощь вам придет государство. Об этом мы поговорим чуть ниже.
А вот если вы не заключали ДДУ или он оформлен неверно, ситуация может разрешиться совсем не в вашу пользу.
Юрист юридической компании «Глазунов и Семенов» Иван Лосев призывает быть внимательными при подписании договора ДДУ: «Обманутым дольщиком можно стать, если не уделить должного внимания самому процессу заключения ДДУ. В том числе действовать исходя из своего желания и без консультации специалиста, вследствие чего застройщик не выполняет свои обязательства перед дольщиком. Например, к таким ситуациям можно отнести: нецелевое использование средств, следствием чего является банкротство застройщика; продажу одного предмета ДДУ нескольким лицам; проблемы застройщика с банками и залог строящегося объекта».
Лосев советует перед покупкой квартиры в строящемся доме проанализировать договор с застройщиком. В таком договоре должны быть указаны адрес строящегося объекта, расположение помещения по ДДУ: этаж, крыло, расположение на плане, адекватная сумма сделки, четко прописанные условия и суммы возможных доплат.
Пять признаков проблем у застройщика
Итак, с формальностями разобрались: с застройщиком работаем только по ДДУ, сам договор внимательно изучаем (в идеале с привлечением хорошего юриста). Остается риск банкротства самого застройщика.
Денис Бобков выделяет пять факторов, на которые нужно обратить внимание.
Первое, что должно насторожить, — это темпы строительства. За динамикой нужно обязательно следить. Причем не только по фото на сайте застройщика, но и самостоятельно, в том числе опрашивая местных жителей. Стройка должна идти постоянно и бесперебойно.
Второй важный индикатор — информация на сайте застройщика. Там должны быть представлены все необходимые документы. Причем документов с истекшим или истекающим сроком (например, разрешение на строительство) быть не должно. Если срок разрешения на строительство истекает, это может означать проблемы с финансированием и с самим строительством.
Третий важный фактор надежности застройщика — его финансовая отчетность, которую он должен публиковать на сайте проекта. Если ее вообще нет, это повод сильно задуматься.
Четвертый индикатор устойчивости — наличие действующей аккредитации в ведущих банках на предмет выдачи ипотеки. Банки внимательно следят за застройщиками, клиентам которых выдают ипотеку и проекты которых кредитуют.
Наконец, пятый фактор — размер застройщика. Крупные, известные компании обычно обладают большим запасом финансовой прочности. Если компания-застройщик — маленькая и никому не известная, риски возрастают многократно.
Что делать, если вам не повезло
К сожалению, даже следуя всем правилам, можно стать обманутым дольщиком. Так, например, случилось с клиентами «Урбан Групп» и «Су-155». Ситуация неприятная, но далеко не патовая.
Первое, что нужно сделать, — встать в реестр требований о передаче жилых помещений. Это единственный законный путь в будущем получить свою квартиру, считает Иван Лосев. После введения процедуры конкурсного производства и публикации официального сообщения об этом в газете «Коммерсантъ» у дольщиков есть три месяца на то, чтобы встать в этот реестр. Для этого необходимо направить конкурсному управляющему следующие документы: заявление с описью прилагаемых документов, копии договоров со всеми изменениями и приложениями, подтверждения оплаты и решений суда (если они были), копии паспортов собственников. Заявление можно написать в свободной форме с описанием сложившейся ситуации и подать его либо по почте заказным письмом, либо в пункт приема документов конкурсному управляющему (часто они расположены прямо на объектах).
Конкурсный управляющий рассматривает требование участника строительства в течение 30 рабочих дней, проверяет подлинность и полноту документов, подтверждает факт оплаты и в случае обоснованности требования вносит его в реестр требований о передаче жилых помещений.
В случае отказа участник строительства может в течение 15 рабочих дней после получения уведомления обратиться в арбитражный суд за урегулированием разногласий в порядке со статьей 60 закона о «О несостоятельности (банкротстве)».
Если у дольщиков есть иные требования к застройщику-банкроту, например о выплате неустойки за несвоевременное исполнение обязательств застройщика, то они рассматриваются арбитражным судом и включаются в реестр денежных требований.
Жилая и нежилая недвижимость — две большие разницы!
Недвижимость, которую покупают дольщики, может быть жилой и нежилой. С жилой недвижимостью все просто: дольщики встают в реестр требований о передаче жилых помещений. С нежилыми помещениями, такими как кладовки и парковочные места, все гораздо сложнее. По таким помещениям реестр требований об их передаче в действующей редакции закона о банкротстве не предусмотрен. Поэтому договоры долевого участия в отношении нежилых помещений подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве денежных, в соответствии с очередностью, закрепленной в статье 201.9 закона о банкротстве.
Но тут есть большая вероятность этих объектов не дождаться. Получается, что вы купили, например, кладовку, заплатили за нее деньги, а получить ее не сможете. Однако и тут есть выход: как утверждает Иван Лосев, на определенной стадии готовности объекта незавершенного строительства дольщики в судебном порядке могут подтвердить право собственности на данные помещения.
Есть и хорошая новость: подготовлены поправки в закон о банкротстве как раз в части нежилых помещений. В соответствии с предлагаемыми изменениями нежилые помещения площадью менее 7 кв. м и машино-места будут передаваться участникам строительства на тех же основаниях, что и жилые помещения. При этом данные поправки в закон о банкротстве будут касаться тех процедур банкротства, по которым не начались расчеты с кредиторами третьей очереди. Это существенно расширит потенциальный круг граждан, чьи права будут защищены. Сейчас законопроект находится на стадии публичных обсуждений на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.
«Доля» ипотечника
Квартиры даже на этапе строительства стоят дорого. Поэтому многие дольщики для приобретения жилья берут ипотеку. Таким дольщикам в случае банкротства застройщика приходится особенно несладко: когда сдадут жилье — непонятно, а долг по кредиту выплачивать все равно нужно. Юристы предупреждают: ваши отношения с банком никак не связаны с банкротством застройщика, — и потому советуют не прекращать выплат. В противном случае можно создать себе серьезные проблемы и сильно испортить кредитную историю.
Если же ухудшилось ваше финансовое состояние (что в такой ситуации вполне вероятно), необходимо сразу обратиться к кредитору. Сейчас в банках существуют различные способы снижения платежной нагрузки: введение платежных каникул, снижение ставки, уменьшение платежа и другие. В самых крайних случаях можно воспользоваться процедурой банкротства физического лица.
«Многие дольщики для приобретения жилья берут ипотеку. Таким дольщикам в случае банкротства застройщика приходится особенно несладко: когда сдадут жилье — непонятно, а долг по кредиту выплачивать все равно нужно.»
Если вы в реестре, квартира вам обязательно достанется?
В Фонде защиты прав дольщиков Банки.ру пояснили: «После включения в реестр требований участники строительства приобретают статус участников дела о банкротстве, а большинство решений, в том числе о дальнейшей судьбе объектов строительства и порядке передачи жилых помещений, по каждому объекту принимаются на собрании участников строительства. Безусловно, все требования участников строительства, включенных в реестр, будут учтены, и жилые помещения будут переданы участникам строительства тем или иным образом. Исключение составляет принятие участниками строительства решения о создании в отношении конкретного объекта жилищно-строительного кооператива (ЖСК), при котором достройка объекта осуществляется на средства членов ЖСК, то есть самих граждан, которые являлись участниками строительства».
По сути, вариантов два: либо вы ждете, пока ваш дом достроят, либо договариваетесь с другими дольщиками, создаете ЖСК и достраиваете объект на свои средства.
И помните: банкротство застройщика — вещь неприятная и на самом деле отдаляющая дольщиков во времени от их квартир. Но даже из такой ситуации можно выйти с минимальными потерями (или вообще без потерь). Главное — выполнять все необходимые законные действия в установленные сроки. И не бояться отстаивать свои права. В том числе и в суде.
Антонина САМСОНОВА, Banki.ru
Благодарим за помощь в подготовке материала Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства.
Комментарии
это же тема очень стара...
проблемы у застройщика, заранее вычислить невозможно. а это уже сейчас и не так актуально. потому что и покупателей ДДУ стало мало и сама покупка по ДДУ, потеряла свой экономический смысл.
в теме с обманутыми дольщиками. меня поражает одна государственная дикость.
официально, государство дольщикам нечего не должно. здесь нет системы гос страхования, как в банках.
но по доброте своей. государство все же дольщикам активно помогает. причем, как попало...
одним обманутым дольщикам - оно помогает быстро и щедро, другим - по хуже, третьим - таким же обманутым - оно вообще не помогает и даже про них не вспоминает.
нельзя так делать. государство должно дольщикам всей страны помогать в равной мере, либо вообще никому не помогать. а то получилось. что обманутые дольщики, у нас тоже, официально, поделены на разные сословия.
моё мнение. государство должно обеспечить возврат разворованных средств дольщиков, и для этого, у него сегодня есть все необходимые механизмы. и достраивать нужно, за счет этих, личных средств строителей и чиновников, допустивших обман дольщиков.
помощи же обманутым дольщикам из бюджета - быть не должно. т.к. это средства народные, в том числе и действительно малоимущих категорий населения, которым государство никак не помогает, по причине отсутствия средств.
помощь обманутым дольщикам из бюджета, должна оказываться, лишь на общих основаниях, в случае, если они будет признаны малоимущими.
в противном же случае, государство должно помогать и всем другим гражданам страны, пустившимся и понесшим денежные потери, в любых других рискованных финансовых проектах.
Начал автор верно
Но потом скатился в стиль "Бедная мать и дети без подгузников"
Как связаны эти два абзаца - не понятно. Они никак не связаны.
Наличие маленьких детей вовсе не характеристика - гонится мать за прибылью или нет, мешенница мать или нет, делец мать или нет. Кстати, а почему делец -это плохо? У нас строительство коммунизма отменили 30 лет назад, а на предпринимателя все еще смотрят как на врага. Автор, ау, проснитесь из летаргического сна - предприниматель - основа экономики и пользы от него для страны на три порядка больше, чем от безработной мамаши, которую он, кстати и содержит своими налогами.
Почему это предпринимателя может застройщик обмануть, а мамашу нет?
И да, двуличность у нас в крови - когда надо мамаша с детьми пальцы веером, я тут заплатила, делаю, что хочу, а когда надо -прикрывается детьми как щитом, ой спасите, помогите.
Противно это все.
Есть равенство перед законом всех. И порядок надо начинать как раз с равенства перед законом, а вот этот кроилово - этим дадим, этим не дадим - это и есть хаос и воровство.
Ну да ладно, итого - социальный статус и наличие детей никак не должно влиять на равенство перед законом.
Второе - автор, вы же сами двумя строками написали -идут на повышенный риск, ради сэкономить. Риск -это всегда повышенная доходность.
Третье - без ДДУ имбедным никак. Сейчас полагается заплакать над их бедной судьбой. Но, не выкатывает слеза, слеза у меня выкатывает когда я вижу, как живут люди в деревянных гнилых домах барачного типа, когда я вижу сортир на улице типа выгребная яма в России в 21 веке, когда я вижу печное отопление и колонку, а то и колодец посреди уездного города. А вот когда решили сэкономить на ДДУ и риск реализовался -слезы нет.
Под дулом пистолета никто не заставлял подписывать ДДУ, это сознательный выбор и сознательный риск.
Плакаться надо, когда денег не хватает на хлеб, а работать ты не способен в силу возраста/здоровья, а не когда ты покупаешь квартиру в новострое. Нет денег на новстрой - купи похуже локацию, купи вторичку, не денег на втроричку панельки -купи хрущ, нет денег на хрущ -купи 1 этаж в блочном хруще, нет денег на 1 этаж -купи локацию в 20 км и трать по 3 часа на доехать до работы. А многие тратят и ездят, и решают свои проблемы, или отложи покупку и накопи побольше, если хотелки не соответствуют возможностям. Я вам скажу больше -хотелки никогда не соответствуют возможностям, вопрос лишь в том, кто на каком этапе ограничить свои хотелки. Пример наглядно показали Стругацкие с профессором Выбегайло. Если ваши хотелки настолько оторваны от ваших возможностей -то живите скромнее, а не нойте как вам не повезло, цинично прикрываясь детьми.
Эта шарманка уже очень надоела, что с валютными ипотечниками, теперь с ДДУ.
Участие в ДДУ - это риск, и, соответственно, выше доходность (не важно: как они монетизировалась: дом в удобной локации, где других нет, дом лучше по качеству, среди хрущей, или банально дешевле уже сданного соседнего корпуса -это все не важно). Большинству повезло, а вам нет. На вас реализовался риск. Как его попытаться решить -нижняя часть статьи.
Гос-во вообще не должно помогать, как не должно помогать владельцам облигаций обанкротившихся предприятий. Не хочет гос-во компенсировать потерю на акциях ВТБ - мать с детьми плачет. Чем \эта мать отличается от матери попавшей с ДДУ? У нее слезы другие, детям есть не хочется?
Если уж жилье ставится краеугольным камнем стабильности - то у нас полно районов, где не хватка рук - отличный стимул для гос-ва по привлечению населения в депрессивные регионы.
Попал с ДДУ/валютной ипотекой, остался без жилья - государство готово решить твою проблему: welcome на дальний восток, 20 метров/на человека по соцнайму и гектар земли в подарок. В России много мест, где гос-ву хотелось бы увеличить численность населения - вот он и выход. и попавшие ДДУ жильем обеспечены и гос-во проблему решает: Заполярье, Дальний восток, Сибирь - будут рады принять вас из Москвы и СПб.
Хочу в Заполярье. К кому обратиться, кто там рад меня принять? Прошу поделиться контактами.
Наплёл какой-то каши субъективной со своей печи, и главное не поленился же
Зачем-то сравнивает условную недвижимость от Урбана с акциями ВТБ, в депрессивные регионы записал Сибирь, особенно наверное депрессивен Новосибирск и Красноярск, ещё и везде про матерей с детьми и коммерсами и их равноправие
Банкротство застройщика вполне себе страховой случай с выплатой полной стоимости квартиры по ДДУ.
Подавай документы, получай деньги и вперед - в новую авантюру с новым застройщиком.