«Я оставляю на маркетплейсах всю зарплату». Как справиться с бесконтрольным шопингом и не стать его жертвой снова

Дата публикации: 12.07.2025 12:00
508
Время прочтения: 5 минут
«Я оставляю на маркетплейсах всю зарплату». Как справиться с бесконтрольным шопингом и не стать его жертвой снова

Содержание статьи

Показать
Скрыть

Популярность маркетплейсов в России стремительно растет. Например, оборот Wildberries в 2024 году увеличился на 60%, превысив 4 трлн рублей. Другая популярная онлайн-площадка, Ozon, также в прошлом году нарастила оборот на 64%, до 2,9 трлн рублей.

Часто люди тратят на маркетплейсах огромные суммы, при этом приобретая не всегда нужные товары. Вместе с кандидатом медицинских наук, психотерапевтом Евгением Фоминым разбираемся: как понять, есть ли у вас или ваших близких зависимость от торговых интернет-площадок, насколько это опасно и что можно с этим сделать.

Почему маркетплейсы набирают популярность

Это тот же шопоголизм, непреодолимое желание совершать покупки без необходимости, считает Евгений Фомин. 

«Это способ ухода от реальности и получения желаемых эмоций. Просто интернет и маркетплейсы сделали шопоголизм более удобным. Если раньше нужно было ехать в магазин, снимать наличные, тратить время, то сейчас ты просто выбираешь товар в виртуальную корзину и оплачиваешь картой», — указывает он.

В качестве психологических уловок присутствует весь спектр приемов маркетинга для увеличения продаж. «Это доступный софт, которым можно воспользоваться в любое время. Доступные способы оплаты, у маркетплейсов ведь есть собственные банки. Оплата с их карт выгоднее, есть бонусы. Также применяются исследования целевой аудитории, реклама товаров в зависимости от сезона. Даже цвета на сайтах и в приложении подобраны определенные — для комфорта пользователя и увеличения продаж», — говорит эксперт.

Как отменить заказ на Ozon, даже если его уже отправили

Кто в группе риска стать зависимым

В группу риска зависимости от маркетплейсов, по мнению Фомина, входят следующие категории людей:

  • люди с тревожным складом личности;
  • люди с заниженной самооценкой, которые находятся в подчиненном положении на работе или в семье: можно сказать, что с помощью приобретения товаров они повышают свою значимость и испытывают ощущение контроля;
  • люди, зависимые от сильных эмоций: это для них относительно безопасный способ получения адреналина.

Разницы между зависимостью от офлайн- или онлайн-покупок, по большому счету, нет, говорит Евгений Фомин. «Только в магазин надо физически доехать, за это время человек может передумать. Онлайн-шопинг происходит быстрее и проще»,  — подчеркивает эксперт.

Как понять, что есть зависимость

Зависимость проявляется в том, что покупки на маркетплейсах начинают негативно влиять на жизнь человека. Появляются конфликты в семье, потому что близкие осознают проблему и могут давать обратную связь. Также есть сложности в финансовой сфере, появляются кредиты.

Маркетплейсы, действительно, приносят радость, но краткосрочную. 

«Пока человек выбирает товары, предвкушает их получение, есть чувство удовлетворения. Но затем он понимает, что вещь ему не нужна, и появляется тревога. Он купил вещь импульсивно и осознает, что за этим последует: усугубление финансовых сложностей, проблемы с близкими. Вообще, если пользователь проводит на электронной площадке более часа в день, это повод насторожиться», — отмечает Евгений Фомин.

Истории зависимых от маркетплейсов

У 32-летней Виктории все началось в период локдауна и пандемии, когда доставка товаров на дом стала особенно популярной. Поначалу девушка заказывала онлайн только продукты, однако потом границы покупок расширились, как увеличились и расходы на них. 

«Я начала заказывать товары на популярном маркетплейсе: одежду, косметику, предметы декора и многое другое. Я постоянно занималась тем, что что-то искала. Для меня был уже важен не сам факт покупки, а процесс поиска. Таким образом, я просто проводила свое время. Я могла лежать ночью в кровати — и тут у меня возникала идея фикс, что мне нужно купить что-то определенное. И я начинала искать. Покупала не только себе, но и близким, в том числе подарки племянникам. У меня уходило очень много денег, ведь я делала ежедневно не по одному заказу», — делится Виктория.  

Девушка практически перестала заходить в обычные магазины, даже мороженое или шоколад она заказывала на маркетплейсе. Сотрудники пункта выдачи начали узнавать ее, настолько часто она приходила. Так продолжалось несколько лет.

«Часть товаров я просто не использовала, они до сих пор лежат дома, так и не открытые. Возвратов у меня было немного. Очень редко меня посещала мысль, что я могла легко обойтись без того, что заказала. Поэтому я возвращала только откровенно испорченные или бракованные товары», — рассказывает Виктория. 

Близкие заметили проблему и оказали поддержку. Помогло и обращение к психотерапевту. Сейчас девушка уже не покупает столько товаров на маркетплейсах, тщательно выбирает, что ей нужно, а что — нет. Освободившееся время она тратит на хобби (танцы) и отдых.

Похожей историей зависимости от покупок на торговых интернет-площадках поделился 34-летний Илья из Московской области. Сначала он заказывал на маркетплейсах только садовые инструменты и товары первой необходимости.

«Я всегда был тревожным человеком. В какой-то момент стал особенно переживать по поводу своего здоровья. А на маркетплейсах очень много БАДов, их стоимость там ниже, чем в аптеках. Иногда после приема у меня возникали аллергические реакции, я даже обращался к врачу. Но все-равно выкуп таких товаров у меня практически 100%. Помимо добавок и витаминов, я продолжаю покупать там и многое другое, даже продукты. Практически ежедневно с моей карточки списываются средства, я уже не могу представить свою жизнь без этого. Мои друзья и члены семьи обратили внимание на это», — рассказывает Илья. 

Илья думает обратиться с проблемой к специалисту, поскольку понимает, что самостоятельно с ней он справиться не сможет. 

Как покупать на маркетплейсах только нужные товары

Прежде всего важно получить стороннее, объективное мнение о потенциальных покупках: его можно узнать как у близких, так и у специалиста. «Важно, чтобы был кто-то третий, кто объективно оценит необходимость траты. Это могут быть друзья, члены семьи, а если речь об одежде или аксессуарах, можно обратиться к стилисту. Он поможет понять, действительно ли нужны вещи, которые планируется купить, в гардеробе, или это лишняя трата денег», — рассуждает психотерапевт.

«Человек должен сам захотеть избавиться от этого, как и в случае любых зависимостей. И тогда прийти к близким людям или специалисту, который поможет и объяснит, что суть не в потребности непосредственно в покупках, а в способе справиться с неприятными эмоциями: скукой, злостью, тревогой. Когда это понимаешь, гораздо проще с этим справиться», — резюмирует Евгений Фомин.

Какие товары, купленные на маркетплейсах, можно вернуть, а какие — нет

Возврат товаров может осуществляться по двум причинам:

  • бракованные вещи;
  • продукция надлежащего качества, но не подошедшая конкретному покупателю по субъективным причинам (цвет, размер и т. д.).

Разобрали в таблице основные условия возврата в этих двух случаях.

Вид товараУсловия возврата
Товар бракованный или ненадлежащего качестваПокупателю необходимо оформить заявку и приложить фото с доказательством дефекта. После рассмотрения претензии возврат либо будет одобрен, либо нет.
Товар надлежащего качестваТовар должен быть без брака, сохранился товарный вид, заводская упаковка, нет следов использования. Возврат возможен полного комплекта товаров, например, оба тома книги, если она в двух томах. 

Сроки возврата могут варьироваться от 7 до 21 дня и более. Также у большинства интернет-площадок есть категории невозвратных товаров, если они надлежащего качества. К ним относятся продукты, лекарства, зоокорма, книги, белье и другие. Как правило, при покупке такой продукции в описании стоит специальный знак или пометка. 

При приобретении на электронных площадках любой продукции стоит посмотреть условия и сроки возврата. 

Читайте также:

Как вернуть товар, купленный на ВБ (Wildberries)

Как вернуть товар, купленный на Ozon: подробная инструкция

 

Топ 3 дебетовых карт

 

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты