На этой неделе пользователи чаще всего жаловались на непонятные списания, запутанные условия пенсионных программ, агрессивные запросы банков к персональным данным, организацию сборов денег для нужд школы и класса и безопасность кредитной истории.
Мы выбрали пять самых популярных вопросов и попросили экспертов Банки.ру прокомментировать, что делать в каждой ситуации.
«С меня списали 99 рублей за какую-то "нотификацию карты”, хотя я ничего не подключал»
Пользователь заметил ежемесячные списания по услуге, о которой не знал. Такое бывает, если уведомления по операциям подключаются при выпуске карты автоматически, а клиент не обратил внимания на пункт в тарифах. Как еще банки маскируют услугу оповещения и можно ли отказаться от нее, если оформляешь карту в приложении?
«Плата за различные услуги часто спрятана в разделах "дополнительные сервисы", "дополнительные опции тарифа", "услуги по карте/тарифу". Иногда платеж обозначается не как "SMS", а как "информационные услуги", "информирование по операциям", "услуги оповещения", "рассылка уведомлений", "SMS-информирование" или "поддержка каналов связи". Также плата может быть изначально включена в тариф, — рассказывает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина. — Перед подтверждением оформления карты внимательно просмотрите на экран с тарифами и условиями. Если есть галочки или переключатели, снимите ненужные (особенно "доп. сервисы", "SMS-информирование", "мобильные подписки"). Если интерфейс скрывает элементы, раскройте все "стрелочки" и разделы. Откройте полные условия предоставления услуги (обычно в виде прикрепленного файла) и найдите слова "информирование", "SMS", "оповещение", там должно быть указано, платно ли это. Если не удалось отказаться, свяжитесь с банком, потребуйте отключить услугу и вернуть средства, если вы не давали осознанного согласия».
«Пенсионеру обещали, что он сможет удвоить 36 тысяч по ПДС и забрать деньги, когда достигнет пенсионного возраста. Это обман?»
Пользователь считает, что при подключении программы долгосрочных сбережений (ПДС) пожилых людей вводили в заблуждение: им говорили, что деньги можно будет забрать по достижении 55 или 60 лет. Это действительно так?
По закону единовременная выплата всех накоплений возможна, если размер пожизненной выплаты составляет менее 10% прожиточного минимума пенсионера. Возраст сам по себе не является основанием для получения средств. Чтобы узнать, подходит ли это условие, нужно подать заявление в личном кабинете фонда (например, СберНПФ) и посмотреть строку «Пожизненная выплата». Если она ниже порога, пенсионер вправе забрать всю сумму, но теряет право на дальнейшее софинансирование.
«Банк требует предоставить доступ к "Госуслугам" и личным данным. Законно ли это?»
Пользователь пожаловался, что банк настойчиво предлагает авторизоваться через «Госуслуги» и предоставить широкий перечень персональных данных, ссылаясь на закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов». Может ли банк требовать обмен данными через «Госуслуги»? В каких ситуациях?
«Банк может требовать обновление и предоставление персональных данных через "Госуслуги" в случаях, предусмотренных законом, в частности, в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Это делается для идентификации клиента, проверки платежеспособности и благонадежности, предотвращения мошенничества, верификации пользователя с его счетами и картами, а также для соблюдения требований финансового мониторинга, — говорит эксперт-аналитик Банки.ру Артур Хачатрян. — Но важно понимать, что банк вправе запрашивать такие данные и предпринимать действия с ними только при наличии согласия клиента. Если клиент не дает согласие или не нуждается в кредитных или иных предложениях, он вправе отказаться предоставлять дополнительные данные. При этом банк должен соблюдать законодательство о персональных данных и банковской тайне, а требование к предоставлению избыточных данных без обоснованной цели может быть признано неправомерным. Более того, клиент вправе потребовать у банка разъяснения обоснованности запроса, основания для обработки конкретных видов данных, а также отказать в предоставлении данных, если они не связаны с договорными отношениями или требованиями закона».
«Как собирать деньги на нужды школьного класса, чтобы карту не заблокировали?»
Родители часто переводят средства на личную карту представителя родительского комитета. Пользователь интересуется, как это делать безопасно, чтобы не вызывать подозрения у банка, особенно при регулярных поступлениях.
«Регулярные поступления от большого количества частных лиц на карту физлица могут выглядеть как предпринимательская деятельность и попасть под проверку. Если банк ее инициирует и потребует объяснений, можно предоставить протокол собрания родительского комитета, где оно одобрило способ сбора и назначило ответственных. Также подойдет письмо или подтверждение от школы (например, классного руководителя), подтверждающее, что сбор организован для нужд класса. Можно предоставить пояснительную записку от владельца карты с объяснением цели сбора, примерных суммы, направлений их расходования. Наконец, подойдут квитанции, чеки и другая отчетность по расходам», — отвечает эксперт-аналитик Банки.ру Эряния Бочкина.
Альтернативы, безопасные по отношению к блокировкам:
- специальные сервисы для сбора денег на конкретную цель, сейчас они есть прямо в приложениях банка;
- электронные кошельки. Здесь необходимо проверить условия по лимитам и идентификации.
Если переводы все же делаются обычным способом на карту, можно попросить родителей обязательно указывать назначение платежа.
«Как проверить кредитную историю через Банки.ру?»
Пользователи интересуются проверкой кредитной истории и кредитного рейтинга и ищут простые способы для мониторинга.
Проверить кредитную историю можно бесплатно два раза в год, но этого недостаточно для защиты от мошенничества. На Банки.ру есть сервис подписки, который позволяет получать отчеты ежемесячно, отслеживать любые попытки оформить кредит и включает страховку от потери денег до 200 000 рублей.
Сервис предупреждает, если кто-то оставил заявку на кредит или запросил вашу историю, вы сможете вовремя отменить операцию. Это надежный способ защитить финансовую репутацию.
Регулярные отчеты и защита от мошенников в подписке Банки.ру

