Попытки решения проблемы переплат негосударственных пенсионных фондов (НПФ) на счета умерших клиентов, достигающих 1 млрд рублей в год, перешли в судебную плоскость. Один из крупнейших игроков НПФ «Благосостояние» в споре со Сбербанком и ВТБ рассчитывает не только вернуть переплату, но и, сформировав судебную практику, упростить процедуру возврата, пишет «Коммерсант».

В Арбитражном суде Москвы прошли предварительные слушания по иску о признании недействительными операций по списанию средств со счета в ВТБ и зачислению на счет карты умершего клиента НПФ «Благосостояние» (реализует корпоративную пенсионную систему РЖД) в Сбербанке.

По словам заместителя исполнительного директора НПФ «Благосостояние» Ивана Волкова, фонд оспаривает сделки по списанию и зачислению средств «как совершенные под влиянием существенного заблуждения»: фонд не знал и не мог знать о смерти пенсионера. Между тем на обращения НПФ с просьбой вернуть переплату банки ответили отказом.

«Банк не является участником правоотношений по выплате пенсий, а выступает стороной договора банковского счета (вклада), заключенного с клиентом», — пояснили в пресс-службе Сбербанка. Там добавили, что списание денежных средств со счета клиента без его распоряжения «допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом».

НПФ ищут решение проблемы начислений на счета умерших клиентов

Негосударственные пенсионные фонды ищут решение проблемы начислений на счета умерших клиентов. НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» первым подключился к «сервисному концентратору МВД» — по запросу в нем можно получить данные о достоверности паспорта клиента и факте смерти. Параллельно фонды добиваются доступа к единому реестру ЗАГС, пишет «Коммерсант».

«При перечислении пенсионных средств на счета застрахованных лиц ВТБ выполняет расчетную функцию, действуя по поручению соответствующих пенсионных фондов», — подчеркивают и в пресс-службе ВТБ. При этом родственники умершего клиента, не зная ПИН-кода карты, также не могут получить переплаченные средства.

«Из-за пробелов в законодательстве единственный способ вернуть средства фонда — через суд. Мы рассчитываем сформировать практику подобных дел для ускорения возврата переплат и в перспективе — досудебного решения подобных споров», — говорит Волков.

Ряд судебных решений в пользу фондов сделает процедуру возврата нормой, считает гендиректор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко. Однако юристы полагают, что успешные разбирательства в пользу НПФ усилят их позицию в новых спорах, однако не гарантируют полной победы.

Для решения проблемы переплат на счета умерших клиентов Банк России инициировал поправки к федеральному закону «Об актах гражданского состояния». Регулятор считает целесообразным предоставление фондам информации о смерти клиентов из единого реестра данных ЗАГСа, который будет функционировать с 1 января 2018 года. Пока же фонды пытаются решить проблему другими путями. Так, с августа текущего года в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия НПФ подключились к «сервисному концентратору МВД» — по запросу там можно получить данные о достоверности паспорта клиента и факте смерти.

НПФ получат доступ к данным ЗАГС​ о смерти граждан

Банк России готовит законодательные поправки, которые дадут негосударственным пенсионным фондам (НПФ) частичный доступ к единому реестру данных записей актов гражданского состояния (ЗАГС). Таким образом НПФ смогут решить проблему переплат на счета умерших клиентов НПФ, пишет «Коммерсант».