Западные санкции против российской авиации привели к «смешанным результатам», пишет Bloomberg со ссылкой на данные исследователей, участников рынка и экспертов. С одной стороны, ограничения не настолько сильно ударили по отрасли, как ожидалось, и самолеты продолжают активно летать. Но в перспективе российским перевозчикам, лишившимся запчастей и техподдержки, будет все сложнее продолжать полеты и сохранять необходимый уровень безопасности, отмечают собеседники агентства.
Когда Западная Европа и США вводили санкции в прошлом году в ответ на начатую Россией специальную военную операцию на Украине, казалось, что ограничения против гражданской авиации «могут причинить максимальную боль», пишет Bloomberg. В начале марта 2022-го Boeing и Airbus прекратили обслуживание российских самолетов. Причем более 40% этих судов принадлежали иностранным лизингодателям, которые тут же потребовали вернуть свое имущество.
Чтобы сохранить авиаотрасль, Кремль запретил авиакомпаниям возвращать арендованные самолеты их владельцам за границей и призвал перевозчиков перерегистрировать их в России. «В результате большинство самолетов продолжают летать», — пишет Bloomberg.
По данным исследовательской компании Cirium, российские авиаперевозчики продолжают эксплуатировать 467 самолетов Airbus и Boeing. Для сравнения: год назад использовалось 544 таких воздушных судна. Сейчас российские перевозчики совершают около 1 100 внутренних рейсов в день, что примерно на 15% меньше, чем годом ранее. То есть эффект от санкций оказался гораздо мягче, чем ожидали вводившие их страны, заключает Bloomberg.
Вместе с тем самолеты оказались отрезаны от важнейших обновлений программного обеспечения и предписанного регулирующими органами техобслуживания, которое необходимо для поддержания их летной годности, отмечает агентство.
Boeing заявляет, что с начала прошлого года не поставлял запчасти, техобслуживание или техподдержку перевозчикам из России в соответствии с санкциями США. Главный исполнительный директор Airbus Гийом Фори 16 февраля сообщил, что во второй половине 2022 года российские авиакомпании стали чаще использовать самолеты компании, чем до пандемии. В то же время после прекращения контактов с российскими перевозчиками Airbus начинает получать сообщения о трудностях с техобслуживанием судов и нехватке компонентов, отметил он.
Чтобы продолжать работу, российские перевозчики закупают запчасти в дружественных странах, а также перемещают компоненты с одного самолета на другой, указывает Bloomberg. В середине февраля Росавиация выдала компании из ОАЭ Global Jet Technic сертификат на плановые предполетные проверки российских Airbus и Boeing.
Но разбирая самолеты на запчасти, российские авиакомпании в конечном счете сокращают свой парк, а санкции не позволят перевозчикам покупать сертифицированные детали для их замены, отмечает агентство. «Российские авиакомпании, вероятно, используют все возможные варианты, чтобы поддерживать полеты своих самолетов, но делать это будет все труднее», — говорит авиационный консультант из Лондона Джон Стрикленд.
Другой целью санкций была изоляция России, но и это привело к неоднозначным результатам, пишет Bloomberg. США, ЕС и ряд других стран закрыли свое воздушное пространство для самолетов российских авиакомпаний, РФ в ответ приняла аналогичные меры. При этом Россия увеличила количество рейсов в Таиланд, Турцию, Объединенные Арабские Эмираты, а также в бывшие советские республики, такие как Армения, Киргизия и Таджикистан. Российские аэропорты сегодня обслуживают около 270 международных рейсов ежедневно против 300 год назад, по данным Cirium.
«Очевидно, что санкции не сработали так, как рассчитывал Запад, и глобальная авиационная отрасль оказалась намного дырявее, чем кто-либо думал. Да, безопасность будет снижаться, чем дольше будут действовать санкции, но это явно не приведет к полной остановке авиасообщения внутри России и из России», — резюмировал отраслевой консультант Ричард Абулафия.
Комментарии