9 ноября в Москве состоялся пресс-ланч на тему «Оперативный лизинг. Плюсы и минусы оперативного лизинга для компаний, работающих в России», организованный лизинговой компанией ARVAL под эгидой финансового пресс-клуба Российского союза журналистов.
В ходе встречи были рассмотрены актуальные для рынка лизинга вопросы: о статусе оперативного лизинга с точки зрения законодательства и экономической практики, о преимуществах оперативного лизинга по сравнению с банковским кредитом и финансовым лизингом.
Развитие оперативного лизинга на российском рынке тормозят определенные факторы, отмечалось в ходе мероприятия. Так, в своей презентации генеральный директор компании ARVAL Сергей Дианин отметил: «В настоящее время на оперативный лизинг приходится около 2—3% от общего числа лизинговых сделок в России. В секторе корпоративных автопарков этот показатель пока не превышает 1%, в то время как в Западной Европе на оперативный лизинг приходится 30% сделок, а в Великобритании и Нидерландах этот показатель доходит до 50%. Потенциальных российских клиентов смущают возможные затраты, однако факт в том, что при переходе на оперативный лизинг с полным сервисом компания может экономить до 17% всех затрат на свой автопарк. Это помимо того, что все заботы, касающиеся обслуживания автопарка, переходят к лизинговой компании».
Среди других проблем, препятствующих развитию оперативного лизинга, были названы психология российских управленцев и владельцев компаний, которые рассматривают автопарки в первую очередь как актив компании, а не как средство производства, и минимальная осведомленность потенциальных клиентов, которые просто не знают о существовании данного продукта.
В 2002 году из российского законодательства исчезло само понятие оперативного лизинга. Сейчас лизинг в России регулируется федеральным законом, который предусматривает право (но не обязательство) выкупа арендуемого имущества по окончании срока действия договора аренды. Оперативный лизинг описывается исключительно как аренда. В течение срока аренды (а этот период зачастую составляет три года) автомобиль теряет в цене примерно половину своей стоимости. И клиент, который им пользовался эти три года на правах финансового лизинга, предусматривающего выкуп транспортного средства, фактически получает в собственность подержанную машину и проблемы, связанные с ее последующим обслуживанием и продажей. В случае же оперативного лизинга лизингополучатель изначально покупает только право владения и использования, право собственности при этом остается у лизингодателя. Преимущество оперативного лизинга в том, что клиент не платит за право собственности.