Средства клиентов традиционно выступают основным источником фондирования для российского банковского сектора. По последним данным ЦБ РФ, к началу апреля текущего года совокупный объем средств физических и юридических лиц составлял 83 трлн рублей.
Средства юридических лиц занимали в общей структуре чуть более половины объема(55,5%). Преобладание корпоративного сектора в структуре клиентских обязательств наблюдалось не всегда. Так, в конце 2020 года средства физических лиц превышали по объему средства юридических — 32,8 трлн рублей и 32,5 трлн рублей соответственно. Еще раньше лидерство розничных ресурсов было более заметным: например, в январе 2020 года средства населения составляли 30 трлн рублей, а средства юрлиц 26,9 трлн рублей.
Росту доли корпоративного сектора в структуре клиентских обязательств в том числе способствовали события последнего года, в течение которого счета и депозиты юрлиц пополнялись из бюджета. В то же время поведение частных вкладчиков не отличалось стабильностью в условиях неопределенности.
В результате, если на начало февраля 2022 года доля корп. сектора в общей структуре клиентских пассивов не превышала 55%, то к началу февраля 2023 года показатель поднимался до 56%.
В то же время сокращение доли физлиц в пассивах банков сопровождается активным восстановлением интереса частных инвесторов к фондовому рынку, где количество розничных клиентов уже заметно превышает уровни начала 2022 года.
Средства юридических лиц: на бюджетном финансировании
По итогам 2022 года объем средств юридических лиц в российских банках продемонстрировал существенный темп прироста — 20,6%, хотя ежемесячная динамика отличалась нестабильностью. Например, в марте, июне и октябре прошлого года объемы средств снижались. Однако мощные притоки ресурсов в другие месяцы компенсировали оттоки средств, наблюдавшиеся в периоды ухудшения конъюнктурных условий или крупных выплат в корпоративном секторе.
В итоге темп прироста корпоративных средств за 2022 год, который вряд ли можно считать успешным для российского банковского сектора, превысил результаты 2021 и 2020 гг. (17,9% и 15,8% соответственно).
Главным каналом притока средств в корпоративный сектор за последний год тем или иным образом стал государственный бюджет. Так, по данным Банка России, основной приток средств в 2022 году был отмечен у нефтегазовых компаний из-за высоких цен на энергоносители. Примерно треть общего притока средств на счета и депозиты корпоративных клиентов в прошедшем году произошла в декабре.
Мощный приток фондирования в конце 2022 года был «в значительной степени связан с поступлениями по линии финансирования бюджетных расходов». Активное финансирование корпоративного сектора из российского бюджета подтверждается статистикой ЦБ РФ по формированию ликвидности банковского сектора.
Согласно этим данным, в 2022 году чистый приток средств в банки через бюджетный канал составил 2,2 трлн рублей. Необходимо отметить, что в условиях сильной зависимости от бюджета динамика средств корпоративных клиентов за последний год слабо коррелировала со стоимостью привлеченных средств.
В текущем году динамика притока средств на счета и депозиты корпоративного сектора несколько замедлилась. В феврале темп прироста составил 1,1%, что стало минимумом с октября 2022 года, а в марте средства и вовсе заметно потеряли в объеме (−1,6%, или −747 млрд рублей).
Мартовский отток стал результатом крупных налоговых перечислений в бюджет, в том числе уплаты нефтегазовыми компаниями налога на дополнительный доход за 2022 год. Однако за счет внушительного притока в январе (+2,1 трлн рублей) динамика корпоративных средств с начала 2023 года остается в плюсе.
В годовом выражении темп прироста сохранился в марте вблизи рекордного уровня (22,7%). Январский приток средств был связан с крупными поступлениями по линии финансирования бюджетных расходов, а также с крупными доходами нефтегазовых компаний, что в своих аналитических комментариях подтверждал ЦБ РФ.
Динамика средств юрлиц на счетах и депозитах в банках, вероятно, останется в сильной зависимости от темпов исполнения расходов бюджета. Согласно последним данным Министерства финансов РФ, расходы бюджета вновь заметно ускорились в апреле, составив за месяц 3,1 трлн рублей — это почти столько же, сколько и в январе текущего года.
Дефицит бюджета за апрель превысил 1 трлн рублей, а за январь — апрель достиг 3,4 трлн руб. против утвержденных на 2023 год 2,9 трлн рублей (то есть график первых четырех месяцев пока опережает план на весь год). Расходы федерального бюджета за первые четыре месяца 2023 года составили 11,2 трлн рублей, то есть в среднем — 2,8 трлн рублей в месяц.
В годовом выражении такой темп предполагает около 33,6 трлн рублей расходов против утвержденных на год 29,1 трлн рублей. В подобной ситуации корпоративный сегмент продолжит получать бюджетную ликвидность. Даже если темп прироста средств юрлиц за 2023 год окажется ниже предыдущего года (20,6%), то, скорее всего, сохранится на двузначном уровне.
Средства физических лиц: под воздействием геополитики
В динамике средств населения в банках также прослеживается влияние бюджетных денег. По итогам 2022 года средства на счетах и депозитах населения увеличились на 6,9%, до 36,6 трлн рублей. Однако еще в ноябре прошлого года объем средств составлял 33,6 трлн рублей, что уступало величине на конец 2021 года (34,7 трлн рублей).
Лишь в декабре был отмечен мощный приток ресурсов (+2,5 трлн рублей), что позволило объему средств населения не только выйти в плюс по итогам 2022 года, но и обогнать темп прироста 2021 года (5,7%). Декабрьский прирост на счетах у населения стал результатом авансирования пенсий, а также выплат социальных пособий. Хотя эти выплаты в декабре имеют регулярный характер, в 2022 году именно они обеспечили максимальный приток на счета населения за месяц.
За первые три месяца 2023 года средства населения пока остаются в небольшом минусе из-за январского оттока. В январе физлица забрали почти 1 трлн рублей, что является традиционным событием для начала года (клиенты снимают средства и выплаты, которые поступили к ним на счета в конце года). Тем не менее слабый приток в феврале и марте пока не позволил компенсировать январский отток средств. Более того, в марте темп прироста средств на счетах и депозитах населения замедлился с 2% до 0,7%, что стало минимальным увеличением за месяц с октября 2022 года, когда объявление частичной мобилизации вызвало отток средств вкладчиков.
В результате Банк России в своем апрельском заявлении после заседания по ключевой ставке отмечал начало постепенного снижения склонности населения к сбережению «с повышенных значений». Регулятор связал начало такой тенденции с улучшением потребительских настроений и оживлением потребительского кредитования.
Однако сильное давление на динамику средств населения оказывают потрясения геополитического характера. Так, основной отток средств населения в 2022 году наблюдался весной и после объявления частичной мобилизации осенью. Можно предположить, что сейчас физические лица слабо пополняют свои банковские счета и депозиты также из-за тревоги в отношении геополитической неопределенности.
Это предположение согласуется и с оттоком наличных денег из банковской системы, который приобретает все более масштабный характер. Так, согласно ежедневным данным ЦБ РФ, непрерывный отток наличных из банков наблюдается с февраля. При этом если в феврале и марте чистый отток составлял примерно по 200 млрд рублей, то в апреле он превысил совокупный результат двух предыдущих месяцев. В целом за февраль — апрель клиенты забрали из банков 834 млрд рублей, и в мае пока тенденция продолжается.
Как и в случае с корпоративным сектором, ежемесячная динамика средств населения в банках сейчас довольно слабо зависит от изменения доходности по вкладам.
Если в корпоративном секторе определяющим фактором выступают потоки бюджетной ликвидности, то для средств населения более значимым является геополитическая обстановка.
Слабая зависимость от колебания ставок хорошо проявляется на соответствующем графике.
Можно предположить, что динамика средств физических лиц до конца 2023 года будет зависеть от влияния инфляции на доходы населения.
Однако даже если ЦБ РФ удастся вывести инфляцию к концу года в прогнозируемый им ориентир 4,5–6,5% и постепенно стабилизировать цены в следующем году на целевом уровне 4%, это не гарантирует сохранения интереса вкладчиков к сбережениям в банках.
Любое геополитическое потрясение или эскалация событий могут спровоцировать новую волну бегства из рублевых средств на счетах и депозитах в наличные, зарубежную валюту или на счета в иностранные банки.
Розничные инвесторы на фондовом рынке: новые рекорды по количеству клиентов и счетов
Успешную конкуренцию банковским сбережениям населения в последние годы традиционно составляли инвестиции на фондовом рынке. Беспрецедентный обвал котировок в первой половине 2022 года на какое-то время отпугнул частных инвесторов, однако интерес к фондовому рынку быстро вернулся.
По итогам 2022 года количество частных инвесторов на Московской бирже составило 22,9 млн человек, увеличившись в течение года более чем на треть. Количество открытых счетов выросло за этот же период с 27,7 до 38,3 млн. С начала 2023 года рост показателей продолжился, и по итогам апреля число розничных инвесторов превысило 25 млн человек, а количество открытых счетов достигло 42,4 млн.
При этом, если в 2022 году количество клиентов и открытых счетов восстанавливалось в том числе за счет технических факторов (например, из-за перевода клиентов от брокеров, попавших под санкции, к другим брокерам; перевода ценных бумаг из иностранной инфраструктуры в российскую и т. д.), то со второй половины прошедшего года возвращение интереса к фондовому рынку было обусловлено упавшей стоимостью активов, снижением ставок по вкладам, валютными ограничениями и ограничениями на движение капитала.
Уход с российского рынка зарубежных инвесторов существенно повысил роль частных клиентов. Так, с начала текущего года доля частных инвесторов в акциях держится на уровне 80%, тогда как по итогам 2021 года показатель составлял лишь 40%. На рынке облигаций доля розничных инвесторов достигла по итогам апреля 2023 года 36% против 10,1% в 2021 году.
Количество открытых индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) выросло в 2022 году с 4,9 млн до 5,2 млн, а по итогам апреля 2023 года достигло 5,4 млн. Оборот по счетам ИИС за 2022 год превысил показатель 2021 года, составив 1,7 трлн рублей (годом ранее — 1,6 трлн руб.). Почти 90% в структуре оборота, по данным за апрель 2023 года, занимали операции с акциями.
С одной стороны, факторы геополитического характера, как и в случае с банковскими вкладами, могут оказывать негативное влияние на динамику активности населения на российском фондовом рынке. Например, это может проявиться в виде вывода активов в случае очередного обострения геополитической ситуации.
В то же время мощными факторами поддержки интереса к фондовому рынку в глазах розничных инвесторов будут выступать сузившийся круг инструментов для инвестирования, а также рост концентрации денежных средств на внутреннем рынке в условиях санкций и ограничительных мер против российского капитала за пределами РФ.