Региональная лизинговая компания РТ (РЛК), созданная Корпорацией МСП и Татарстаном для поддержки малого бизнеса, нашла первых клиентов. На днях президенту РТ Рустаму Минниханову и генеральному директору Корпорации МСП Александру Браверману покажут несколько проектов, которые должны получить дешевый лизинг. РЛК обещает компаниям нерыночно низкие ставки на уровне 6—8%, но воспользоваться льготами смогут не все. Подробности выяснило «Реальное время».
Благодеяния начинаются
В пятницу в Казани представят первые шесть-семь проектов, претендующих на получение лизинга от недавно созданной «Региональной лизинговой компании РТ» — совместного предприятия республики и федеральной «Корпорации МСП». Презентация пройдет в ГТРК «Корстон» в присутствии президента РТ Рустама Минниханова и главы «Корпорации МСП» Александра Бравермана. Об этом «Реальному времени» рассказал генеральный директор РЛК Марат Шакиров. По его словам, сами договоры лизинга с получателями будут заключены позднее, но документы по всем первым проектам находятся на завершительной стадии.
«Региональная лизинговая компания РТ» пока единственное из восьми госпредприятий, которые должны появиться в России для развития льготного лизинга. Второе СП (уже в другом регионе) планируется создать до конца этого года, остальные шесть — в течение 2018 года. Право первым войти в совместный проект Татарстан получил в июне, когда выиграл конкурс «Корпорации МСП».
Сама же РЛК была учреждена в августе, а 15 сентября Центральный банк зарегистрировал отчет о выпуске ее акций. Уставный капитал компании сейчас составляет 2 млрд рублей. Из них 1,5 млрд внесла «Корпорация МСП» (соответственно у нее 75% в компании), а оставшиеся 500 млн рублей вложил Татарстан (он получил 25%).
Работать РЛК будет только с теми предприятиями, которые в соответствии с законом попадают под критерии малых (доход не более 800 млн рублей и не больше 100 сотрудников). Предметом лизинга сможет быть лишь промышленное и высокотехнологичное оборудование, а также оборудование для сельхозпереработки. «Обычные рыночные компании не заходят в эту отрасль, потому что этот предмет лизинга для них является низколиквидным», — говорит Шакиров. Как правило, объясняет он, частные лизингодатели предпочитают работать с транспортом и обычной техникой — все это легко продать, если лизинг окажется дефолтным.
Лизинг не от лукавого
Но основной смысл СП в том, чтобы дать бизнесу дешевый лизинг, какого нет на рынке. По словам Шакирова, конечные ставки РЛК будут составлять 6% для российского оборудования и 8% для иностранного. На рынке средние ставки гораздо выше, говорит гендиректор РЛК.
По факту почти любая лизинговая компания — это посредник между банком и получателем средств, объясняет он. Прежде, чем войти в лизинговую сделку, она обращается в банк и берет кредит под 12—14%. Потом компания накидывает свою маржу — около 6%. На выходе ставка для клиента равняется 20—22%, рассказывает Шакиров.
Преимущество РЛК — те самые 2 млрд рублей капитала. Задействовать эти деньги можно исключительно для льготного лизинга. «Дальше, когда эти деньги заканчиваются, мы выходим на рынок банковского кредитования и уже будем давать обычный коммерческий лизинг», — добавляет Шакиров.
Председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев надеется, что «контора Бравермана» окажется полезной. Впрочем, загадывать об эффективности всего проекта сейчас рано, считает он. В любом проекте, пусть и государственном, могут быть «замороченные моменты», предупреждает Агеев. Во-первых, «надо будет смотреть, насколько этот льготный кредит будет реальным». Часто после всех накруток процент оказывается неподъемным, сетует он: «Реальный процент, который может тянуть производство — от 5 до 8%. Все остальное — от лукавого». Во-вторых, продолжает Агеев, проблема заложена в самой специфике. Малый бизнес всегда завязан на крупных заказчиках, а они не могут гарантировать стабильных контрактов.
Артем МАЛЮТИН