Инкассация — один из самых закрытых сегментов банковского бизнеса. В то же время, несмотря на активный рост безналичных платежей, объем инкассации наличных денег почти не меняется, составляя около 30 трлн руб. в год. Неизменными долгое время оставались и правила игры на рынке — у Банка России, регулирующего эту сферу, были более актуальные проблемы. Однако сейчас и регулятор и участники рынка пришли к тому, что перемены необходимы, и в ближайшее время инкассаторов ждут реформы, которые могут существенно изменить этот бизнес.
О назревших изменениях в регулировании инкассаторского рынка впервые сообщил первый зампред Банка России Георгий Лунтовский в феврале на форуме в Магнитогорске. "Рынок инкассации требует соответствующего регулирования. На сегодняшний день это сложноуправляемый процесс, и на рынок приходят организации, которые не готовы оказывать подобные услуги",— заявил тогда он, не став вдаваться в подробности.
Рынок больших масштабов
Согласно российскому законодательству, заниматься инкассаторской деятельностью могут лишь кредитные организации (в том числе небанковские). Особняком стоят ФГУП "Главный центр специальной связи" (ФГУП ГЦСС), который исторически сотрудничает с "Почтой России" и оказывает услуги инкассации в рамках ее деятельности, и объединение "Росинкас". Это юридическое лицо с особыми уставными задачами, оно входит в единую централизованную систему Банка России как самостоятельный субъект (в целях обеспечения его деятельности по организации наличного денежного обращения), но также оказывает и коммерческие услуги инкассации.
Организации, не имеющие статуса кредитных, не имеют права заниматься инкассаторскими услугами. Среди банков крупнейшим на рынке остается Сбербанк, который в этой сфере сопоставим по масштабам с "Росинкасом". В тройку лидеров также входит Московский кредитный банк (МКБ), который существенно укрепил свои позиции после приобретения в конце 2015 года НКО "Инкахран" у Росбанка. На остальных участников рынка приходится менее 10%.
Рентабельность инкассации как бизнеса вызывает вопросы у банкиров. По словам руководителя операционного управления Райффайзенбанка Натальи Воеводиной, собственная служба инкассации может быть прибыльной для банка, но только на больших объемах и при хорошем территориальном развитии. Впрочем, даже лидерам рынка заработать на инкассации сейчас непросто. "В России уже несколько лет тарифы на инкассацию отстают от затрат на ее обеспечение,— утверждает председатель правления "Инкахрана" Максим Краюшкин.— Только стоимость горюче-смазочных материалов выросла за последние три года на 14-15%, притом что тарифы на услуги инкассации остались практически неизменными". "Инкассация может быть прибыльной при условии ведения разумной тарифной политики со стороны всех участников рынка, при одновременном контроле и постоянном повышении эффективности операционных подразделений,— отмечают в Сбербанке.— В современных условиях мы считаем, что рынок инкассаторских услуг недооценен. Действующие тарифы находятся на уровне себестоимости операций инкассации".
От ЧОПа к спецконтейнеру
Существенная часть расходов при инкассации приходится на выполнение требований ЦБ по наличию вооруженной охраны. При этом право на ношение оружия имеют лишь сотрудники "Росинкаса" и Сбербанка, другие банки вынуждены привлекать частные охранные предприятия (ЧОП) и нести дополнительные расходы. В то же время ЧОПы, несмотря на отсутствие у них по закону самостоятельного права заниматься инкассаторской деятельностью, нередко составляют конкуренцию банкам. Учитывая, что работают такие ЧОПы вне банковского регулирования и надзора ЦБ, они могут предлагать компаниям и банкам, не имеющим собственных служб инкассации, услуги гораздо дешевле официальных.
Эта проблема беспокоит ЦБ, но самостоятельного решения у финансового регулятора нет. Деятельность ЧОПов регулирует созданная в апреле 2016 года на базе войск МВД Росгвардия. Новое ведомство активно взялось за ЧОПы и готовит поправки, ужесточающие требования к участникам рынка, но очевидно, что закрыть сразу все лазейки Росгвардия не сможет.
Еще больше, чем ЧОПы, занимающиеся незаконной инкассаторской деятельностью, ЦБ волнует качество компаний, привлекаемых банками для оказания услуг по вооруженной охране. Фактически сейчас никаких требований к ним со стороны ЦБ не установлено, при этом если крупные банки выбирают, как правило, надежных поставщиков услуг, то небольшие зачастую не уделяют должного внимания качеству. Всего же, по данным ЦБ, к услугам ЧОПов прибегают 315 кредитных организаций. Решение этой проблемы ЦБ ищет совместно с Росгвардией в рамках специально созданной рабочей группы и надеется, что в обозримом будущем круг ЧОПов, которые смогут привлекаться банками в рамках инкассации, будет ограничен (см. интервью Георгия Лунтовского).
При этом регулятор намерен предоставить банкам долгожданную возможность и вовсе избавиться от ЧОПов, сняв поправками в 318-П требование по наличию вооруженной охраны при инкассации, если банк использует специализированные красящие контейнеры (окрашивают денежные средства при попытке вскрытия). Очевидно, что новшество будет востребовано далеко не всеми, контейнеры — дорогостоящее оборудование, сейчас их используют лишь 11 участников рынка. Передовиком во внедрении этой технологии является Сбербанк, который начал эксперимент с применением спецконтейнеров еще в 2010 году. "Спецконтейнеры позволяют минимизировать риски утраты/хищения денежной наличности при их транспортировке и повысить уровень обеспечения безопасности инкассаторов, делают нападения на инкассаторов бессмысленными. Окрашенные банкноты невозможно привести в платежное состояние,— отмечают в Сбербанке.— При этом стоимость спецконтейнера достаточно высока — порядка 250-300 тыс. руб., что затрудняет их широкое применение".
Под давлением "тротуарных рисков"
Тем временем регулятор намерен более тщательно контролировать соблюдение собственных требований к кредитным организациям в части инкассации. Как сообщили в ЦБ, сейчас это происходит в рамках специализированных проверок (в 2016 году их было около 20). Кроме того, инкассация изучается в рамках комплексных или тематических проверок кредитных организаций. ЦБ уже подготовил проект специальных методических рекомендаций по проведению проверки организации работы по перевозке, инкассации наличных денег в кредитной организации для использования в работе проверяющими Банка России, который планируется принять во втором квартале текущего года.
В перспективе же, по мнению Георгия Лунтовского, участники рынка должны понять, что инкассаторский бизнес — затратная история, а на рынке в перспективе останутся только три-четыре крупных игрока, которым остальные банки смогут передать инкассацию на аутсорсинг. Банки не спорят с регулятором. "Основную проблему мы, как пользователи услуг инкассации, видим в недостаточном количестве крупных перевозчиков федерального масштаба, с которыми крупным банкам было бы удобно организовать сотрудничество в масштабах страны",— отмечают в группе ВТБ. Однако в новых условиях конкурировать с действующими лидерами рынка готовы и новички. Так, активно развивает инкассаторские услуги Россельхозбанк (РСХБ), который запустил этот бизнес лишь в 2014 году, но уже сейчас работает в 14 регионах и намерен расширять свое присутствие. "Анонсированные ЦБ изменения позволят сделать ставку на использование новых технологий, снизить издержки и сделать работу службы инкассации более эффективной,— отмечают в РСХБ.— В настоящее время банк приступает к тестированию спецконтейнеров".
От государства при этом банкиры ждут мер по снижению рисков нападения на инкассаторов. Необходимо уделять особое внимание инкассации как деятельности, связанной с повышенными рисками, отмечают в группе ВТБ. По данным экспертов Ассоциации НДО (объединяет крупнейших игроков на рынке инкассации), анализ нападений на инкассаторов показывает, что в большинстве случаев они происходят во время переноски денежной наличности и ценностей между бронированным спецавтомобилем и объектом инкассации, когда срабатывает так называемый тротуарный риск.
"Одной из обязательных мер профилактики таких преступлений является возможность подъезда, остановки/стоянки в непосредственной близости к объекту инкассации, не более четырех-пяти метров,— отмечают в Ассоциации НДО.— Однако современные правила дорожного движения не предоставляют достаточного правового обеспечения действиям бригад инкассации для минимизации этого риска". На проблему "тротуарного риска" указали "Ъ" и представители всех опрошенных банков. Данная проблема обсуждается с 2013 года, но так и не решена. В связи с важностью проблемы комитет по обороне и безопасности Совета федерации в конце 2016 года принял решение о создании межведомственной экспертной группы, которая должна комплексно обсудить вопрос и наметить программу минимизации рисков.
«Не думаю, что можно говорить о полном уходе от наличных, а значит, и от инкассации»
Георгий Лунтовский, первый зампред ЦБ, о проблемах и развитии инкассаторского бизнеса.
— Каково сейчас состояние рынка инкассации?
— Ответ на этот вопрос я бы начал с истории развития рынка. Во времена СССР у нас был единственный перевозчик и единственная организация, которая осуществляла инкассацию наличных денег,— Госбанк СССР, после упразднения которого образовалось объединение "Росинкас". Долгое время "Росинкас" оставался монополистом на рынке инкассаторских услуг. Негибкая тарифная политика, проводимая "Росинкасом", привела к тому, что кредитные организации стали создавать собственные службы инкассации и организовывать перевозки, способствуя конкуренции на этом рынке. Но инкассация — бизнес достаточно сложный и затратный. Мы изучали зарубежный опыт, и он показал, что только на больших объемах здесь можно получить экономический эффект. Для небольших игроков собственная инкассация или низкорентабельна, или просто убыточна, да и для многих крупных тоже.
— Ваш взгляд совпадает с оценками участников рынка. Однако, по их словам, подконтрольные ЦБ "Росинкас" и Сбербанк находятся в привилегированном положении за счет права на ношение оружия. И рынок ждет изменений. Они будут?
— Действительно, право на оружие имеют "Росинкас" и Сбербанк. Остальные участники рынка для сопровождения грузов пользуются их услугами или привлекают частные охранные организации (ЧОПы). Иногда последние осуществляют весь цикл инкассации, хотя это лицензируемая банковская деятельность. Банк России не регулирует деятельность частных охранных организаций, и нас серьезно беспокоит привлечение к работе тех, у кого нет хорошей репутации на рынке. Кроме того, в ходе проверок мы сталкиваемся с такими, я бы сказал, экзотическими случаями — например, когда деньги перевозят на машине руководителя банка в сопровождении его охраны или когда деньги возят люди, не являющиеся инкассаторскими работниками.
Инкассация, как правило, происходит в людных местах, и оружие создает дополнительные риски. Поэтому мы рассматриваем возможность, отказавшись от оружия, обеспечить необходимый уровень безопасности перевозок денег. Для банков это интересно, в том числе с точки зрения сокращения расходов.
— Когда и при каких условиях появится возможность отказаться от вооруженной охраны при инкассации?
— Мы готовим изменения в нормативные акты Банка России (Положение 318-П), которые позволят в отдельных случаях отказаться от использования оружия при перевозках. Это будет возможно при условии перевозки наличных денег в специальных контейнерах, в случае несанкционированного вскрытия которых происходит окрашивание банкнот несмываемой краской. В России сейчас технологии с красящими контейнерами используют 11 кредитных организаций.
— Какую экономию может дать новый подход?
— Экономить можно при комплексном подходе. Если мы применяем контейнеры, но при этом используем бронированные автомобили и сопровождаем перевозку вооруженной охраной, конечно, это дорого. А если еще добавить страховку, становится еще дороже. Если мы используем обычный транспорт и отказываемся от оружия, тогда оставшихся расходов на страховку и специальные контейнеры меньше. Но в то же время у крупных игроков уже есть парк специальных автомобилей и налажена работа с частными охранными организациями. Поэтому переход будет постепенным и должны сохраняться разные возможности. И важно понимать, что профессиональная инкассация дело дорогое, для этого необходимы серьезные финансовые вложения.
— ЧОПы с непроверенной репутацией сегодня основная проблема?
— Это одна из проблем. У Банка России достаточно полномочий и для установления требований, и для контроля их выполнения. Но специалисты, которые выходят на проверки в банки, должны четко понимать, на что необходимо обращать внимание. Мы подготовили проект методических рекомендаций по проведению проверки организации работы по перевозке, инкассации наличных денег в кредитной организации. Они предназначены для оценки соблюдения кредитной организацией установленных ЦБ требований. Уже в этом году во втором квартале планируем эти рекомендации принять. Мы будем контролировать исполнение всех наших требований — касаются ли они автотранспорта, страхования груза, сопровождения перевозок с оружием.
— В рекомендациях прописаны требования к охранным организациям, которые банки привлекают для вооруженного сопровождения грузов?
— В рамках данных рекомендаций — нет, но такая работа ведется. Банк России совместно с МВД (регулирует деятельность частных охранных организаций.— "Ъ") участвует в рабочей группе, где обсуждаются эти вопросы.
— Обсуждается ли введение какой-то аккредитации ЦБ для ЧОПов, сотрудничающих с банками в рамках инкассации?
— Мы думаем над этим.
— В какой перспективе?
— В ближайшей. Это важно и для нас самих, поскольку позволит повысить эффективность контроля в данной сфере. Мы доверяем банкам, но не видим, кого они привлекают на самом деле для обеспечения безопасности перевозок. Потому необходимо организовать мониторинг взаимодействия кредитных организаций с частными охранными организациями.
— Вы начали с того, что на рынке должно быть несколько крупных игроков. Сколько, на ваш взгляд?
— Опыт показывает, что только на концентрации этого бизнеса, на больших объемах можно получить достаточную прибыль. Я думаю, как минимум три-четыре больших игрока на рынке должно быть, а все остальное не должно запрещаться при соблюдении требований.
— Нет ли ощущения, что вы пытаетесь регулировать устаревший рынок? Во все мире наблюдается тенденция ухода от наличных.
— Действительно, доля безналичных операций по картам россиян неуклонно растет. Все больше наших граждан используют карту именно как платежный инструмент, расплачиваясь за покупки и услуги, и признают, что это легко и удобно. Нет сомнения, что данная тенденция сохранится и в дальнейшем. Но не думаю, что можно говорить о полном уходе от наличных денег в обозримом будущем, а значит, и от инкассации.
Инкассация на мировом уровне
Международный рынок инкассаторских услуг (cash-in-transit, CIT) характеризуется сравнительно невысокой степенью консолидации — пять крупнейших частных охранных компаний контролируют лишь около 60% мирового рынка, остальные 40% занимают региональные независимые компании.
Крупнейшим мировым игроком является одна из старейших в мире американская Brink's (основана в 1859 году). Она занимает около 20% рынка, работая как в США, так и в Европе и других странах мира: всего в около 150 странах, в том числе России. В компании более 130 тыс. сотрудников, используется около 13 тыс. транспортных средств. Второй по величине мировой игрок — британская G4S (15% рынка), работающая в 125 странах мира. Первую тройку замыкает шведская Loomis (12%), особенность которой в том, что она занимается исключительно перевозкой наличных средств.
Работа инкассаторских компаний в Европе, как правило, регулируется и контролируется национальными самоуправляемыми профессиональными ассоциациями. "Регулирующие нормы, в рамках которых работают европейские инкассаторские компании, определяются нормами каждой страны--члена ЕС. Для европейского инкассаторского рынка нет единого общеевропейского законодательства, за исключением положения N1214/2011 от 16 ноября 2011 года, которое оговаривает только услуги по трансграничной перевозке средств между странами--членами ЕС. Наша ассоциация ESTA положительно оценивает выводы Еврокомиссии, сделанные в январе этого года, в которых говорится, что пока это положение пересматриваться не будет. Если говорить детальнее, то услуги по инкассации постепенно переходят от транспортных услуг к более сложным услугам по управлению движением наличных средств. Помимо прочего это отражает роль национальных центробанков и коммерческих банков стран--членов ЕС в том, как происходит рециркуляция наличных средств в каждой конкретной стране",— сообщил "Ъ" генеральный директор Европейской ассоциации по безопасной транспортировке ценных грузов (ESTA) Тьерри Лебо.
Интересен в части развития инкассации опыт Великобритании. Всего в стране около 15 частных охранных структур, которые предоставляют в том числе и CIT-услуги. Компании действуют в соответствии с законом о работе частной охранной индустрии от 2001 года. Для контроля соблюдения закона в 2003 году был создан неправительственный самоуправляемый регулятор — Security Industry Authority, который помимо прочего занимается и выдачей лицензий и разрешений для компаний, осуществляющих инкассаторские услуги, и сертификацией спецоборудования, транспортных средств и средств защиты. Как отмечают в British Security Industry Association, участники которой контролируют около 70% рынка страны, для инкассаторских машин, осуществляющих доставку наличных и других ценных грузов, допускаются определенные послабления в правилах дорожного движения, которые касаются в основном правил парковки. Во избежание потенциальных угроз инкассаторские машины могут быть припаркованы максимально близко к входу в нужный объект (банк, коммерческая компания), даже если на проезжей части нанесена запрещающая разметка. Отклонение от стандартных правил парковки для инкассаторских машин допустимо лишь в случаях, когда парковка по правилам невозможна. Подразделение ассоциации по вопросам безопасности перевозки наличных средств (SaferCash) также может контактировать и обмениваться информацией с местной полицией для предотвращения инцидентов в местах с повышенной криминогенной обстановкой. Евгений Хвостик, Яна Рождественская
Ксения ДЕМЕНТЬЕВА
Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.