• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Подбор кредита
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Подбор займа
Микрозаймы
Подбор займа
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Подбор решений для бизнеса
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Все предложения
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для бизнеса
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все статьи

«Недостаточно быть клиентоориентированными, нужны продукты-киллеры»

Интервью
Дата публикации: 09.07.2019 08:05 Обновлено: 10.07.2019 20:07
22 202
12 Время прочтения: 8 минут
Автор
Юлия Кошкина, корреспондент в Банки.ру до 2020 года
Юлия Кошкина корреспондент в Банки.ру до 2020 года
Источник
Banki.ru
Темы
Банк «Открытие»
​

После санации банк «Открытие» решил активизировать работу с малым и средним бизнесом. Кто он, клиент обновленного «Открытия»? И какие решения кредитная организация предлагает небольшим компаниям?

— До санации банк «Открытие» не концентрировался на кредитовании и обслуживании малого и среднего бизнеса. Но сейчас это часть вашей трехлетней стратегии. Какие ориентиры у вас на конец 2020 года? Какие результаты уже есть?

— Да, стратегия банка была утверждена на три года, и 1 июля мы достигли «экватора» — ровно полтора года реализации стратегии. Одним из ключевых направлений является развитие финансовых сервисов в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ). Мы назвали стратегию в данном сегменте «500/500». Что это означает? Цель — на горизонте трех лет предоставить компаниям малого и среднего бизнеса кредиты на 500 миллиардов рублей и до конца 2020 года сформировать базу в 500 тысяч активных клиентов. Достигнув данных показателей, банк войдет в тройку лидеров.

Кроме того, мы стремимся стать лучшим банком для малого и среднего бизнеса с точки зрения клиентского сервиса. Планы амбициозные, с учетом той стартовой точки, в которой находится банк. Практически весь прошлый год мы занимались фиксацией текущих проблем, так как банк не ориентировался на МСБ. При этом мы не прекратили открытие счетов и достигли того, что сейчас в месяц открываем 14—15 тысяч новых расчетных счетов. Это на уровне тройки лидеров рынка. В прошлом году мы предоставили кредиты малому бизнесу в объеме 58 миллиардов рублей, в этом году наша цель — 160 миллиардов. Мы очень четко выполняем нашу стратегию и бизнес-план.

— Так какие показатели достигнуты в общем?

— В «Открытии» обслуживается 185 тысяч активных клиентов в сегменте МСБ, и наша клиентская база продолжает увеличиваться. Если в 2018 году в банке открыли счета 94 тысячи предпринимателей и компаний малого бизнеса, то в этом году показатель достигнет 145 тысяч новых счетов. Другими словами, наш бренд уже выбирают большое количество клиентов.

В кредитовании рост портфеля не проходит так линейно — все-таки в этой области существует накопительный эффект, эффект клиентов, которые пользуются несколькими кредитными продуктами. На сегодняшний день объем выданных кредитов компаниям МСБ составляет порядка 95 миллиардов рублей, но основной рост, но нашим планам, придется на вторую половину года. С учетом результатов прошлого года (почти 60 миллиардов) и планов на этот (160 миллиардов) получается, что «экватор» будет пройден к рубежу 2019—2020 годов. Расти с 10 миллиардов рублей до 100 миллиардов сложнее, со 100 миллиардов до 200 миллиардов тоже трудно, но с 200 до 400 — легче, поскольку возникает эффект от повторных клиентов.

— Сейчас у вас преимущественно новые клиенты?

— Да, почти на 100% кредитный портфель состоит из новых клиентов, которые впервые получили кредит в «Открытии». Предыдущая бизнес-модель банка не предполагала кредитования сегмента малого и среднего бизнеса в промышленных масштабах. Мы достигли проникновения кредитов в уже сформированную базу на уровне 3% и увеличим проникновение в два раза.

— Как вы собираетесь этого достичь?

— Безусловно, недостаточно в кредитовании иметь только конкурентные процентные ставки, долгосрочные кредиты до десяти лет и понятную для клиента залоговую политику. Необходимо также предлагать сервис для кредитных клиентов, а значит, развивать технологии и сокращать сроки принятия кредитного решения.

В малом бизнесе банк должен обеспечить поточные технологии: кредитный конвейер, открытие счетов за 30 минут, пакетные решения, включая кредит и нефинансовые сервисы. Все это является стандартом рынка, и этим стандартам необходимо соответствовать. Мы уже предоставили за период рестарта кредитования 100 миллиардов рублей, и 6,5 тысячи предпринимателей получили доступ к кредитам. Двигаемся по плану и во втором полугодии текущего года выдадим кредитов на общую сумму 120 миллиардов рублей дополнительно.

— Как в этих условиях конкурировать с банками, которые уже давно и прочно работают на рынке МСБ?

— Уровень конкуренции очень высокий. Причем борьба за клиента начинается даже не в тот момент, когда клиент ищет, где открыть счет. Конкуренция начинается в тот момент, когда клиент только задумывается, как стать предпринимателем и зарегистрировать компанию.

Да, с одной стороны, рынок очень плотный. С другой — есть свободные ниши. Опросы клиентов — а мы проводили фокус-группы с клиентами — показывают, что уровень удовлетворенности финансовыми сервисами остается еще невысоким. По мнению предпринимателей, на рынке есть надежные банки, которым клиенты доверяют, и есть технологичные банки, предлагающие широкий спектр сервисов. Однако банка, ориентированного на малый и средний бизнес и одновременно надежного, технологичного и с хорошим качеством сервиса, практически не найти. Мы планируем занять именно эту нишу.

По сути, на рынке есть только один такой банк — это банк «Точка», и это не потому, что он принадлежит нашей группе («Открытие» владеет 50% плюс одной акцией банка «Точка». — Прим. ред.). Объективный параметр — NPS демонстрирует уровень удовлетворенности клиентов. Показатель банка «Точка» — 62%, третий банк в этом рейтинге имеет показатель 26%. Представляете, какой большой разброс по качеству! Это подтверждает нашу стратегию о возможности быть банком в топ-3 при условии, что мы построим для наших клиентов качественное обслуживание.

— А у вас какой NPS сейчас?

— Мы только встали на этот путь, поэтому показатель низкий — 12%, и стартовали с ничтожной цифры в 3%. Другими словами, у клиентов было много вопросов после санации банка. За полтора года мы перестроили все процессы и продукты, внедрили новые технологии, поэтому уверены, что уровень NPS будет расти. Стремимся выйти на такой же уровень, как банк «Точка».

— А как быть с тем, что вы в одной группе? Как же конкуренция?

— Не вижу здесь проблем. «Точка» во многом ориентирована на индивидуальных предпринимателей, на массовый сегмент. Наши сегменты не пересекаются. Кроме того, поглощать клиентов с рынка возможно с двух сторон. Есть прекрасные примеры на рынке FMCG, и их много, например Zara и Massimo Dutti.

— Все-таки вернемся к сервису. Все игроки на этом рынке обещают высокий уровень сервиса. Что должно стоять за этими словами?

— Вы правы, недостаточно просто быть клиентоориентированными. Нужны продукты-киллеры и решения, позволяющие клиентам развивать бизнес, наращивать их собственные продажи. Например, мы подписали на ПМЭФ-2019 соглашение с «1С» и создаем новый сервис — b2b-платформу. По сути, это интернет-магазин для юрлиц с понятным классификатором товаров и удобным интерфейсом для организации продажи и сопровождения сделок. Уже в июне прошло закрытое бета-тестирование новой платформы. Доступ к ней будет возможен по инвайтам в июле. Опыт покупателя на b2b-платформе похож на опыт работы в обычном b2c-интернет-магазине. Заказ можно оплатить онлайн через интернет-банк для предпринимателей банка «Открытие». Платформа будет доступна для всего рынка.

— Сейчас активно обсуждается проблема закредитованности населения. Если говорить о сегменте МСБ, испытывает ли он проблемы с долговой нагрузкой?

— Такой проблемы нет в сегменте МСБ. Есть обратный эффект — недостаточный уровень финансирования. Приведу несколько цифр. Проникновение кредитов в клиентские базы банков в сегменте малого и среднего бизнеса находится на уровне от 6% до 8%. Почему? Многие опросы показывают, что лишь 40% клиентов МСБ нуждаются в заемном финансировании и задумываются об этом. Из них только половина доходят до банков. И из этой доли только половина соответствуют требованиям и получают кредиты.

— Почему так?

— Предприниматели не ориентируются на банковское кредитование для развития. Много мифов о доступности кредитов. Есть несколько решений этой проблемы. Во-первых, со стороны банков, внедрение предодобренных кредитов. Банк видит трансакции клиентов по счетам, анализирует платежи, понимает, как формируется денежный поток компании, и предлагает кредитный лимит. До 70% наших выдач «в штуках» клиентам МСБ уже приходится на предодобренные кредиты. Клиент «Открытия» видит утвержденный кредитный лимит для компании непосредственно в интернет-банке. Оформление кредита тоже проходит онлайн.

Еще одним решением для повышения доступности кредитования являются отраслевые предложения. Например, развитие кредитных продуктов для франчайзинга или специальные кредиты для интернет-магазинов или грузоперевозок.

И очевидно, нужно продолжать вместе с государством активно реализовывать программы кредитования с мерами государственной поддержки.

— А какая доля клиентов реагируют на предодобренные предложения?

— Сложно оценить моментально, потому что есть такой параметр, как вызревание. Предприниматель знает, что ему предодобрен кредит, но его бизнес еще не имеет текущей потребности в кредитовании или не «дозрел». Мы видим, что срок вызревания таких предодобренных кредитов составляет четыре-пять месяцев. Примерно около 10% наших предложений по кредитованию конвертируются в заем. Некоторым компаниям финансирование в принципе не нужно. Но даже если так, предодобренный кредит — это инструмент повышения лояльности. Клиент знает, что он может рассчитывать на свой банк, на то, что банк подставит ему «кредитное плечо».

— Еще один важный момент, который касается лояльности, — работа с клиентом в рамках «антиотмывочного» законодательства. Многие предприниматели выбирают банк не только по стоимости обслуживания и уровню сервиса, но и по принципу «заблокируют ли здесь мой счет?». Как вы видите эту проблему?

— Конечно, все банки используют одни и те же метрики и требования 115-ФЗ, здесь политика у банков единая, продиктованная требованиями регулятора и законодательства. Другое дело, как кредитная организация коммуницирует с клиентом — выстраивает отношения и информирует о потенциальных угрозах. Мы здесь видим пространство для конкуренции с другими игроками.

В онлайн-режиме взаимодействуем с предпринимателями, обучаем и консультируем клиентов и рекомендуем скорректировать свои операции. Многие клиенты совершают некорректные операции в связи с отсутствием понимания регулирования платежей и не хотят нарушать действующее законодательство, поэтому мы помогаем нашим клиентам осуществлять бизнес в правовом поле.

— Насколько эффективна такая превентивная работа с клиентами?

— У нас пока нет серьезной накопленной статистики, поскольку мы недавно реализовали такое решение. Но мы предполагаем, что 70% клиентов будут реагировать на уведомления банка, не будут провоцировать разбирательство с банком и блокировку.

— Банк России в начале этого года анонсировал чистку черных списков клиентов, совершенствование практики применения норм ПОД/ФТ. Есть подвижки?

— Да, работа идет, регулятор активно консультируется с участниками рынка. Банк «Открытие» также принимает участие в обсуждении мер поддержки малого бизнеса, в том числе по вопросам мер профилактики блокировки счетов. Центральный банк проявляет большую активность и работает с профессиональным сообществом. На мой взгляд, проблема блокировок уже не является такой острой, как была в прошлом году.

Беседовала Юлия КОШКИНА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

12
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь

Zmei
09.07.2019 08:28
Знаю только один продукт-киллер.
И все банки его используют.
Блокировка счёта называется...
12

SRGbanker
09.07.2019 10:54
Долг банка «ФК Открытие» перед Центробанком превысил 1 трлн рублей: увеличение задолженности финучреждения перед ЦБ до 1,06 трлн рублей отражено в опубликованной 18 сентября отчетности банка по РСБУ на 1 сентября 2017 года.
Может проще было эти деньги МСБ дать в виде сокращения налогов и никакие продукты-киллеры были бы не нужны?
6

Antonio-Batonio
09.07.2019 13:06
Это не в бытность ли г-жи Черкасовой предправления Траста в данном прекрасном банке практиковали продукт-киллер в виде автоматически рефинансируемых потребкредитов физ. лиц? Ну и некуие ноты вместо депозитов?
Благодаря которым в один момент просрочка по кредитному портфелю внезапно скакнула с примерно 0 до примерно 100%, а обманутые вкладчики начали трясти плакатами?
Или кто старое помянет - тому глаз вон?
8

ghost99
09.07.2019 17:01
Antonio (Antonio-Batonio) пишет:
Это не в бытность ли г-жи Черкасовой предправления Траста в данном прекрасном банке практиковали продукт-киллер в виде автоматически рефинансируемых потребкредитов физ. лиц? Ну и некуие ноты вместо депозитов?
Благодаря которым в один момент просрочка по кредитному портфелю внезапно скакнула с примерно 0 до примерно 100%, а обманутые вкладчики начали трясти плакатами?
Или кто старое помянет - тому глаз вон?

Да, эта леди эффективный ex-ПредПравления Банка ТРАСТ.
Люблю такие интервью от успешных людей. До сих пор вспоминаю отца и сына Мальчевских, как они с напыщенным видом рассказывали о супер-пупер выбранной ими бизнес-стратегии для Мособлбанка, поэтому они так быстро растут.
А оказалось, что дело было просто в тетрадке
4

Jeca
10.07.2019 09:03
Antonio (Antonio-Batonio) пишет:
Это не в бытность ли г-жи Черкасовой предправления Траста в данном прекрасном банке практиковали продукт-киллер в виде автоматически рефинансируемых потребкредитов физ. лиц? Ну и некуие ноты вместо депозитов?
Благодаря которым в один момент просрочка по кредитному портфелю внезапно скакнула с примерно 0 до примерно 100%, а обманутые вкладчики начали трясти плакатами?
Или кто старое помянет - тому глаз вон?

Именно. Еще она и блог вела, где делилась мыслями на финансовые и житейские темы. В общем "успешно" руководила Трастом.
Что касается Открытия, то вот свежий пример клиентоориентированности банка - "в банке «ФК Открытие» оформляющим вклад выдается анкета с уже заполненными галочками на согласие передачи данных в БКИ. Если же клиент требует галочку снять, в открытии счета или вклада банк отказывает" - https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10900847
0

Обучение

Как выбрать франшизу для бизнеса в 2025 году
Как выбрать франшизу для бизнеса в 2025 году
13.09.2025
2917
Вклады для бизнеса: что изменится после 12 сентября
Вклады для бизнеса: что изменится после 12 сентября
09.09.2025
3896
Как изменятся ставки по кредитам на бизнес после 12 сентября
Как изменятся ставки по кредитам на бизнес после 12 сентября
08.09.2025
5270
«Поменяли тариф на мобильную связь без согласия». Что делать?
«Поменяли тариф на мобильную связь без согласия». Что делать?
07.09.2025
124006
Как оформить медицинскую книжку сотруднику: полное руководство для работодателя и работника
Как оформить медицинскую книжку сотруднику: полное руководство для работодателя и работника
06.09.2025
4520
Что такое коммерческое предложение и как его составить
Что такое коммерческое предложение и как его составить
05.09.2025
3236
Как стартапу получить деньги
Как стартапу получить деньги
04.09.2025
4598
Отзывы за деньги: новая схема обмана в Telegram
Отзывы за деньги: новая схема обмана в Telegram
03.09.2025
11741
Как получить грант от государства: гид по ключевым программам поддержки
Как получить грант от государства: гид по ключевым программам поддержки
02.09.2025
9222
Тест: сохраните ли вы деньги при столкновении с мошенниками?
Тест: сохраните ли вы деньги при столкновении с мошенниками?
01.09.2025
5927

Материалы по теме

Сергей Носов о ребрендинге «Фридом Финанс» и преимуществах перед традиционными банками
Виктор Бондарович, «БКС Мир инвестиций»: «Наш единственный реальный конкурент — это инфляция»
«В 2022 году мы можем увидеть 60—62 рубля за доллар» и другие шокирующие прогнозы Стина Якобсена из Saxo Bank
Евгений Абузов, банк «Уралсиб»: «Две трети активных клиентов уже не ходят в офис банка»

Главная Новости Интервью «Недостаточно быть клиентоориентированными, нужны продукты-киллеры»
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+