Сжатие железнодорожного сегмента в два раза привело к сокращению рынка лизинга на 17%, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам первого полугодия 2013 года: все на «фабрику», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». По данным агентства, ведущие лизинговые компании делают акцент на работе с МСБ и «розничными» сегментами рынка. Так, за последние два года число реализованных сделок на рынке выросло в полтора раза, а число действующих лизингополучателей — вдвое.
Одним из партнеров исследования, наряду с другими топ-менеджерами ответившим на вопросы «Эксперт РА» о тенденциях на рынке и в своей компании, стал генеральный директор ОАО «ВТБ Лизинг» Андрей КОНОПЛЕВ.
— Какие значимые события произошли на рынке в первой половине 2013 года?
— В реальных значениях рынок падает четвертый квартал подряд, объем новых сделок в сегменте железнодорожного транспорта сократился, по оценке «ВТБ Лизинга», на 50%, в то же время в сегменте лизинга грузового автотранспорта и дорожно-строительной техники спрос вырос. В 2013 году при оптимистичном прогнозе мы ожидаем падение объема нового бизнеса от уровня 2012 на 5—15%.
— Какие основные угрозы сейчас стоят перед рынком лизинга?
— Несмотря на позитивную динамику в сегменте лизинга грузового автотранспорта и дорожно-строительной техники, экономическая рецессия, падение инвестиций в основные средства и общая нестабильная экономическая ситуации в стране привела к общему снижению роста спроса, в том числе на лизинговые услуги. При сохранении данной ситуации возможно сокращение общего объема лизингового рынка, который на текущий момент в основном сформирован сделками лизинга подвижного состава.
— Как изменились в 2012—2013 годах каналы продаж компании?
— В нашей компании в 2012—2013 годах открыты новые региональные подразделения, позволяющие охватить около 30 регионов Российской Федерации, дополнительно реализуются сделки через специальные программы с поставщиками предметов лизинга. При этом высокой осталась доля прямых продаж и кросс-продаж через компании группы ВТБ.
— Какие каналы будут доминировать в 2013—2014 годах, какие из них наиболее перспективные?
— Общая тенденция сохранится, основной объем заключаемых сделок будет реализовываться через офисы лизинговых компаний и региональные представительства.
— Какие проблемы возникают у вашей компании в процессе кросс-продаж лизинга через банк?
— Кросс-продажи лизинга через банки является одним из приоритетных направлений развития бизнеса, оптимизируются процессы кросс-продаж с банками и компаниями группы ВТБ.
— Как изменилась за два года работа с брокерами?
— Возможность использовать агентские каналы продаж существенно увеличивает доступность клиентов и сокращает стоимость «последней мили».
— Отслеживает ли компания «стоимость привлечения» клиента? Если да, то кратко опишите этот процесс.
— Отслеживание «стоимости привлечения» каждого клиента один из основных принципов контроля за маржой и эффективной ставкой сделки.
— Ожидаете ли вы бурного роста на рынке «фабрик розничных сделок» (более 5 тысяч сделок в год)?
— Под «фабриками розничных сделок», скорее всего, можно понимать лизингодателей, предоставляющих в лизинг автотранспортные средства. Это направление в текущем году мы оцениваем как перспективное, лизинг легкового, грузового транспорта и спецтехники останется одним из драйверов рынка.
— Какое влияние на рынок ощущается сегодня со стороны таких «фабрик», развернутых лидерами рынка?
— Лидеры лизингового рынка, представленные как в розничном сегменте, так и в сегменте крупного и среднего бизнеса, зарекомендовали себя как надежных партнеров и с учетом сложившейся экономической ситуации новые лизингополучатели предпочитают обращаться именно в эти компании.
— Можете ли вы назвать успешные примеры создания «розничных фабрик»?
— В 2012 году наша компания начала осваивать розничный рынок лизинга легкового, грузового транспорта и спецтехники и на сегодняшний день количество заключаемых сделок растет, при этом качество лизингового портфеля остается на высоком уровне. Думаю, мы можем сказать, что «ВТБ Лизинг» является примером успешного создания «розничной фабрики».
— Изменилась ли за последние два года востребованность/актуальность отчетности по МСФО?
— В последние годы востребованность отчетности по МСФО растет. Для иностранных партнеров именно отчетность по международным стандартам показывает результаты деятельности.
Для нашей компании, входящей в группу ВТБ, в том числе представленную на международном рынке, актуальность такой информации была высокой всегда.
Также по теме: на вопросы «Эксперт РА» отвечают генеральный директор «Сбербанк Лизинга» Дмитрий Ерошок и директор по развитию ГТЛК Владимир Добровольский