Являясь клиентом Райффайзенбанка на протяжении пяти лет, всё это время использовал единственную дебетовую карту и отказывался от любых предложений получить кредитную. Причины – в нежелании тратить больше денег, чем есть на счету и для предотвращения мошенничества третьих лиц с кредитными суммами. Насколько мне известно, иное расходование средств с применением дебетовой карты и невозможно.
Однако в настоящий момент величина приписываемой мне банком задолженности при наличии у меня только дебетовой карты составляет 24,122.62 рубля, образовавшихся в результате списания двух сумм в 13,568.00 рублей, со следующими параметрами: дата транзакции 18 декабря 2009 года, дата списания – 17 февраля 2010 года. Другими словами, списание средств со счёта произошло через 2 месяца после покупки мной товара – двух билетов в а/к «Австрийские авиалинии».
В то же время, а/к «Австрийские авиалинии» дала официальный ответ о том, что билет выкуплен 18-го декабря и они считают все отношения по договору купли-продажи билетов полностью сторонами урегулированными.
Учитывая, что до сих пор банком мне не дан, как я о том просил, письменный ответ на моё заявление от 27 ноября 2009 г. относительно причин выполнения сомнительной операции «автоматического списания» и затем не менее «автоматического» (после моего звонка) возврата суммы в 721 ранд ЮАР (с потерей моих средств на курсовой разнице), я имею основания полагать, что информационная система, занимающаяся обслуживанием (по крайней мере, части) дебетовых карт, ведёт себя некорректно и допускает произвольное обращение с денежными средствами клиентов, если только это не является результатом мошеннических действий сотрудников банка либо ненадлежащего исполнения сотрудниками банка своих служебных обязанностей, связанных с обслуживанием операций клиентов.
Потребовал от банка объяснения причин следующего:
1. Каким образом деньги, полученные «Австрийскими авиалиниями» в декабре, могли быть списаны только спустя ровно два месяца – в феврале? Почему все списания, не вызывающие у меня вопросов, производятся нормально – от суток до недели, а все вызывающие вопросы – всегда выглядят как растянутые во времени на 2 месяца?
2. Если списание по декабрьской оплате проводится февралём (наверное, авторизационный код каждый раз отправляли с голубями), почему оно не предварялось блокировкой в размере суммы, которую я обязан заплатить компании «Австрийские авиалинии» по договору?
3. Если списание предварялось блокировкой (как это и положено при двухфазных транзакциях), то каким образом я мог снимать деньги в банкомате на Садовнической улице, игнорируя эту блокировку и доведя остаток фактических средств до 3000 руб? Кто снял блокировку, не взяв денег с моего счёта и почему?
4. Снова, если списание предварялось блокировкой, то разве не заблокированные средства должны были уйти в счёт оплаты билета?
5. Если блокировка была снята торговой точкой по истечении срока давности (о чём «Австрийские авиалинии» уже дали однозначный официальный отрицательный ответ - деньги они получили), то на основании чего произведено списание? Верно ли я понимаю, что теперь каждый, кто когда-то блокировал средства на моём счету, сможет потребовать их снова и банк не сможет устоять от искушения выплатить требуемое? Или это можно только «Австрийским авиалиниям»? Или они и вовсе здесь не при чём, а "при чём" здесь - кое-что другое?
6. Несмотря на то, что я никогда не писал заявлений с просьбой разрешения мне операций по счёту с суммами, превышающими остаток, ваш банк разрешил списание со счёта 27000 рублей при доступном остатке на нём около 3000 рублей. Это щедро, но как это возможно?
Разумеется, я считаю, что всё произошедшее - исключительно и только проблема банка. Если бы не было мошенничества с рандами в ноябре, я бы ещё мог поверить в какую-то версию, но сейчас - нет. Подчёркиваю, что даже будучи пойманными за руку, сотрудницы поддержки, "объяснявшие ситуацию", так и не удосужились извиниться от имени банка за фактическое тайное похищение средств с моего счёта. Это исключительное что-то. Впрочем, это лирика.
Безусловно, я требую от банка проведения расследования данной ситуации. В следующий раз они спишут уже миллион и будут рассказывать о том, что я чего-то там покупал, а они - "просто списывают", как это мне сообщили в "поддержке".
Если с Райфайзенской дебетовой карты так просто снять запредельную (для случая отсутствия оформленного договора кредита) сумму, которую банк норовит "обслужить", как овердрафт, возникший по вине клиента, то не пора ли этим, с позволения сказать, банком, заинтересоваться Роспотребнадзору, господину Тосуняну и госпоже Каттингер? Моё такое мнение - пора.
Я приложу все усилия к тому, чтобы обе ситуации:
- с самовольным снятием денег с моего счёта в ноябре;
- ... и в феврале
стали достоянием как можно более широкого круга общественности, в том числе - компетентной и заинтересованной.