Обращаюсь к руководству/менеджерам по качеству обслуживания клиентов в ЛокоБанке в связи с тотальной безграмотностью менеджеров и, судя по всему, нежеланием хоть как-то эту безграмотность ликвидировать. Итак, собираюсь поехать в Польшу в командировку. Эта поездка оплачивается грантом от принимающей стороны. Грант в Евро, мне его должны перевести из-за границы на мой, естественно, евровый счет. Я подумала, что будет удобно сделать карточку в валюте Евро (Мастеркард), получить на нее денежные средства, а затем платить ей в Европе.
Карточку открыла. Тут правда тоже без приключений не обошлось. Менеджер меня пугала проверками от службы внутренней безопасности банка (?). Ну да ладно, спишем это на нестабильную политическую обстановку.
А вот дальше началось то, чего я никак не ожидала от приличного банка.
1. Прошу у менеджера выдать мне реквизиты карты для переводов валюте. Милая девушка выдает мне реквизиты для перевода в рублях, очень удивляется, когда я прошу ее дать мне другие реквизиты и пытается доказать, что для рублевых и валютных переводов данные одинаковые… Я ей вежливо объясняю, что для валютного перевода мне нужен SWIFT. Ответ следующий: «SWIFT определяет организация, которая осуществляет перевод».ЧТО??? Каким образом они это должны определить? На мои настойчивые требования девушка неохотно копается в компьютере и выдает мне бумажку с 2 разными кодами SWIFT и неким счетом некого банка посредника. На вопрос, что с этим делать, говорит, не знаю, и рекомендует обратиться на горячую линию.
2. Перед обращением на горячую линию внимательно изучаю сайт ЛокоБанка, нахожу там SWIFT код банка и целых 3 банка посредника для переводов в Евро. Звоню на горячую линию и спрашиваю, какие реквизиты надо использовать для перевода. Сотрудник просит подождать и удаляется уточнять информацию, жду. После непродолжительного отсутствия получаю ответ: «Посмотрите на сайте». Гениально! Я объясняю, что на сайте и даже в отделении банка уже была и не понимаю, особенно после общения с менеджером в отделении, что мне использовать: реквизиты ЛокоБанка или реквизиты банков-посредников. Сотрудник просит подождать. На телефоне в ожидании сотрудника я провела очень долго, а ответ превзошел все мои ожидания: «Я не знаю, не смогла дозвониться до сотрудников банка, перезвоните позже». Какие сотрудники? А ты там для чего сидишь и за что зарплату получаешь?
3. Отчаявшись получить деньги на карту ЛокоБанка, я решила, что возможно смогу хотя бы положить на нее деньги и использовать для расчетов в Европе. Однако, как любой нормальный человек, я интересуюсь, как будет происходить списание с меня денежных средств. Исходные данные: карточка в валюте Евро, покупка на территории Польши в польских злотых. Вопрос сотрудникам банка - как происходит списание, что во что конвертируется? Ответ сотрудника в банке - не знаю, позвоните на горячую линию. Ответ сотрудника горячей линии №1 - злотые конвертируются в Евро по курсу платежной системы (это мне понятно), Евро конвертируются в Евро по курсу банка. На мой вопрос, что такое конвертация Евро в Евро сотрудник отвечает «не знаю». А кто знает?! На вопрос, что это за курс такой, девушка отвечает, что банк не работает со злотыми и поэтому конвертирует Евро в Евро. Какая связь??? Ведь злотые уже конвертированы в Евро по курсу платежной системы…
Звоню на следующий день. Ответ сотрудника горячей линии №2 - да, действительно, помимо конвертации злотых в Евро будет конвертация Евро в Евро, курс опубликован на сайте. На мой вопрос где, предлагают посмотреть страницу с курсами валют. Спрашиваю, какой курс нужно выбрать для перевода Евро в Евро: Евро к Доллару или Евро к Рублю (при этом сама понимаю, что это похоже на разговор двух идиотов). Сотрудник отвечает, что он не может ответить на мой вопрос, и вообще курс мне никто не скажет, я его сама потом по выписке посчитать смогу. Видимо осознав, что сказал что-то не то, сотрудник пытается объяснить, что в момент покупки деньги на моем счете замораживаются по одному курсу Евро, а списываются потом банком - уже по другому, на момент списания. Я бы, честно, приняла этот ответ, если бы собиралась платить рублевой картой, и у меня была бы конвертация из валюты платежной системы в рубли. Но у меня карточка в Евро. Или Вы с Мастеркард работаете в Долларах и потом конвертируете Доллары в Евро? Кстати все менеджеры в один голос утверждают, что банк с Мастеркард работает именно в Евро. Поэтому разъяснения сотрудника горячей линии «ну Вы же как бы покупаете у банка Евро, расплачиваясь злотыми», я вообще понять не могу. У меня на счете Евро лежат, как можно за Евро купить Евро?
Я не отрицаю, что чего-то не понимаю. К сожалению, уровень финансовой грамотности в России не высок. Но как человек с высшим экономическим образованием, поверьте, смогу осознать разумные и четкие пояснения. Сейчас я прошу от представителя банка официального ответа на 2 вопроса:
1. Каковы реквизиты банка для валютных переводов.
2. Как происходит списание денежных средств с карточки Мастеркард, валютой которой являются Евро, в случае покупки в польских злотых. Меня интересует точная схема: какое количество раз и из какой валюты в какую будут конвертироваться мои деньги, по какому курсу и в какие сроки будет происходить каждая из операций конвертации.
Ну и самое последнее. Считаю, что если сотрудник горячей линии не знает ответа на заданный вопрос - это конечно не делает чести банку. Но в этой ситуации можно было бы сгладить негативное впечатление и не просить клиента перезвонить в другой раз, а попросить у него номер телефона, найти ответ на вопрос, перезвонить клиенту и сообщить ему всю интересующую его информацию.