Карточки — вещь удобная, но помимо удобств их использование вместо наличных создает определенные проблемы. Одна из них — возврат денег за сданный товар, купленный по банковской карте. А если карта кредитная, дополнительно возникают проблемы уплаты процентов и штрафов. Кто должен их платить, пока кредит не вернулся на карту, за какой срок деньги должны быть возвращены, кто и как их возвращает и что делать, если средства на картсчет так и не поступили? На все эти вопросы отвечают банкиры.
Для начала пример из жизни. В конце июля Юля С. приобрела пару обуви по кредитной карте банка — российской «дочки» известного западного кредитного учреждения. Придя домой, она обнаружила брак и на следующий день вернула обувь в магазин. Наличными деньги не выдали, а прокатили «пластик» через терминал и выдали соответствующий чек об оплате. При этом предупредили, что деньги придут на счет в течение месяца. Прождав месяц и ничего не получив, женщина пошла разбираться в магазин. Там посоветовали искать правду в своем банке. Юля поступила хитрее. Она сначала отправилась в банк, обслуживающий магазин. Там сказали, что деньги перевели на следующий день после выдачи чека-возврата, и дали соответствующую справку, но «свой» банк этих денег «не видел» и заставил писать официальное заявление. Правда, обещал дать ответ через 10 дней, но и через месяц никакого ответа она так не дождалась. На все звонки и вопросы ей отвечали, что денег еще не нашли, а расследование будет длиться от месяца до трех. Срок идет, проценты капают, выплаты по кредиту делать нужно. На вопрос, что делать с процентами и выплатами, женщине ответили: «Нужно гасить, если деньги все-таки найдутся (а это не факт), мы перечислим на счет только сумму кредита. Официально вы два месяца ссудой пользовались, а значит, проценты и штрафы должны платить».
Пока банк ищет на своих счетах заблудившийся кредит, «Известия» решили выяснить, кто прав, а кто виноват в этой истории.
Оказывается, магазин поступил правильно. «Если магазин принимает у клиента товар назад, то он должен провести операцию возврата средств на карту в объеме стоимости возвращаемого товара», — объясняет Иван Артамонов, заместитель руководителя блока «Розница» МДМ-Банка. По словам банкиров, магазин обязан или обменять товар, или вернуть деньги на карту. «На практике иногда возврат осуществляется наличными средствами, но в этом случае магазин нарушает условия договора с обслуживающим банком», — рассказывает Валерий Торхов, зампред правления банка «Авангард». Возврат происходит так. «Покупатель должен принести в магазин чек и слип, подтверждающий оплату по карте, и иметь при себе саму карту, — говорит Александр Сычев, начальник управления платежных систем Международного промышленного банка. — Магазин делает операцию «возврат покупки» на POS-термипале (или же оформляет кредитовый слип, если покупка оформлялась с помощью импринтера). Покупателю выдается слип, подтверждающий операцию возврата». Банк-эквайрер, обслуживающий магазин, по каналам платежной системы переводит средства в банк-эмитент для зачисления их на пластиковую карту клиента. «После получения информации из платежной системы банк-эмитент зачисляет средства на картсчет клиента, — продолжает Владимир Халин, руководитель управления пластиковых карт Росевробанка. — При этом если списание средств с карты в оплату покупки производилось в валюте, отличной от валюты карты, то при возврате сумма фактически зачислен ных на карту средств может отличаться от изначально списанных
Срок поступления денег за возвращен ный товар на счет держателя карты зави сит от скорости прохождения информа ции между торгово-сервисной точкой, банком-эквайрером и банком-эмитентом и колеблется — от недели до месяца. «Если покупатель решил отказаться от покупки в тот же день, то возращение денег на карту может произойти сразу, — замечает Константин Кожевников, замдиректора карт-центра Промсвязьбанка. — Продавец сделает отмен операции внутри операционного дня. Если у человека оказалась карта, выпущенная банком-эквайрером магазина, то деньги на карту могут быть перечис лены достаточно быстро — 1—2 дня. Когда же эмитентом карты является другой банк, то деньги, если они не возвращены налич ными, попадут на карточный счет клиента в течение 30 дней».
Если карта является кредитной, то в большинстве случаев, по словам Екатерины Демыгиной, зампреда правления банка «Союз», возврат средств происходит без компенсации процентов. «Клиенту при ходится уплатить проценты за период от момента выдачи кредита до момента его погашения вне зависимости от того, был ли кредит возвращен за счет средств, внесенных клиентом, или за счет зачисления средств на его счет вследствие возврата купленного товара, — считает и Александр Рожков, вице-президент Фондсервис-банка. — В этой ситуации полезным может оказаться использование кредитной карты, предусматривающей предоставление кредита с льготным периодом, так называе мым grace period». Это беспроцентный кредит, предоставляемый банками, как правило, на 50 дней. А поскольку офици альный срок возврата не должен превышать 30 дней, клиент, соответственно, «не попадает» на проценты и штрафы.
«Срок представления банком-эквайрером данных по операции возврата в между народных платежных системах составляет 30 дней от момента фактического возврата товара, — подтверждает Александр Сычев.— Если этот срок не соблюден, покупатель пишет заявление в свой банк, выпустивший карту, на основании которого выставляется претензия банку-эквайреру. Таким образом, владелец карты может добиться возврата средств».
По словам банкиров, банк-эмитент обя зан организовать процесс поиска денег и защитить права своего клиента. Напри мер, «Авангард» столкнулся с такой ситу ацией. «Один из наших клиентов осу ществлял возврат товара, когда карта ему была уже перевыпущена (в связи с истечением срока действия) и старую он уже сдал в банк, — рассказывает Валерий Торхов. — Магазин отказался выполнять возвратную операцию, ссылаясь на то, что требуется старая карта. Пришлось свя заться с банком-эквайрером и через него воздействовать на торговую точку. Ситу ация усугубилась тем, что магазин обслу живался в банкс-эквайрере не напрямую, а через банк-агент, сотрудники которого не обладали необходимыми профессио нальными знаниями. В конце концов мага зину разъяснили, что операцию возврата можно провести, используя новую карту клиента, и деньги были возвращены». Вот так поступают банки, которые дорожат репутацией и ценят своих клиентов.
Ольга ЗАСЛАВСКАЯ