Они золотые — так и хочется сказать про прежние монолитные АБС (автоматизированные банковские системы), которые действительно обходились банкам в круглую сумму. В октябре два известных разработчика банковских систем одновременно заявили о начале новой эры.
В середине октября, в один и тот же день, «Диасофт» и Misys независимо друг от друга объявили о новой эре в развитии банковского ПО — переходе от устаревших монолитных решений к современным модульным.
Председатель совета директоров Misys Майк Лоури (Mike Lawrie) уверен, что его компания придумала столь уникальные технологии «распила» банковских монолитов, что подобных нет ни у кого. В компании «Диасофт» предлагают примерно то же самое, не делая при этом акцента на уникальности.
Лоури прилетел в Москву 12 октября. Как сам признался — для того, чтобы продвигать новое модульное решение BankFusion. Технология продвижения была выбрана своеобразная. Лоури рассказывал о новейших модульных технологиях Misys словно бы по секрету, по одному приглашая журналистов в маленький кабинет бизнес-центра гостиницы «Арарат Парк Хайят».
В тот же день компания «Диасофт» делала примерно то же самое, но с гораздо большим размахом — собрала в другой пятизвездочной гостинице более сотни банкиров и представителей СМИ и представила им свою модульную платформу FLEXTERA.
Обозреватель Банки.ру, грешным делом, заподозрил неладное и на всякий случай спросил Майка Лоури, не поколебалась ли за время кризиса позиция самого, пожалуй, известного мирового поставщика АБС.
«Мы по-прежнему остаемся абсолютным мировым лидером на рынке банковского ПО. В том числе и в России», — без тени сомнения заявил Лоури. После чего добавил, что если на бизнес Misys кризис не оказал радикального влияния, то того же самого нельзя сказать о банках. Они, по словам Лоури, стали иными. Во всем мире банки проводят рекапитализацию (избавляются от долгов и привлекают новый капитал). Пытаясь завлечь новую клиентуру, расширяют спектр услуг, продвигают интернет-банкинг и мобильный банкинг, параллельно пытаясь упростить структуру своих расходов, сокращая их где только можно. Госрегулирование, о котором хорошо известно банкам российским, стало наконец-то общемировой банковской головной болью. После того как правительства в разных странах поддержали, а в некоторых случаях просто спасли крупные финансовые учреждения, возникла необходимость в более жестком контроле за их деятельностью.
«Усиление госрегулирования налагает на Misys новые требования. Мы вынуждены адаптировать свои системы к новым нормативам. Это сейчас актуально для любой страны. Нормы везде свои, но тренд общий. Роль правительства и центробанков усиливается», — подчеркнул Лоури. По его мнению, Россия уже не может единолично гордиться своим самым быстро меняющимся банковским законодательством. То же самое сейчас происходит в Китае, стараются не отставать в плане зарегулированности США. Даже консервативная Европа, приняв новые правила «Базель III», запустила механизм серьезнейших изменений в регулировании банковской деятельности.
Модульные системы банкам, конечно, выгодны. Они позволяют независимо развивать функционал каждого отдельного программного «блока» — для предоставления новой услуги или приведения какого-то сервиса в соответствие с изменившимся законом. Покупать модули дешевле, чем «монолит». Но переход с монолитной архитектуры сложен. Надо не только заплатить за сам новый модуль, но и «отпилить» от монолитной системы старый, ненужный. С учетом того, что в «монолитах» до 80% кода представляет собой
И «Диасофт», и Misys не ограничивают банки в выборе, с какого модуля начинать менять монолитную систему. «Можно с любого», — единогласно утверждают и в «Диасофте», и в Misys.
Майк Лоури в качестве примера привел банк, который использует старое решение для ретейла и хочет при этом усовершенствовать систему работы с кассирами или улучшить контроль за филиалами. В процессе замены можно сделать так, что центральный офис будет продолжать работать на прежней платформе, а модуль решения BankFusion будет задействован только для определенной функции, например для контроля филиалов. С течением времени функционал модуля можно расширять, тем самым подменяя старую систему. По мнению Лоури, Misys — единственная компания в мире, которая может это сделать правильно.
Эксперты «Диасофта» говорят похожие вещи. При этом объясняя, что работа старой системы в процессе замены — это не столько благо, сколько вынужденная необходимость. Связанная как раз с несовершенством монолитных решений. Последние, хочешь или не хочешь, надо оставлять «включенными», пока не будет пройден некий критический порог изменений.
«Мигрировать с монолитных систем прошлого поколения не так просто, — объяснил управляющий директор «Диасофта» Александр Глазков. — Пока не заменить все, монолитная система будет продолжать функционировать как целиковая. Чтобы поменьше было сложностей, надо понять, где главные бизнес-проблемы. После этого либо заменять сначала главную книгу, либо, как обычно происходит на практике, начинать с фронт-офиса. Далее банки, как правило, меняют продуктовые компоненты и уже на последнем этапе — головную книгу».
Неоспоримое преимущество модульных систем заключается в том, что их поставщики будут конкурировать друг с другом, если так можно выразиться, на равных. Ранее разработчик АБС буквально привязывал к себе клиента. Банк понимал, что переход на новую систему связан с серьезными финансовыми и временными затратами. В будущем банки смогут избавляться от надоевших АБС легко и помодульно. Но актуальность приобретает такой момент, как способность модулей разных производителей уживаться друг с другом. Или, как сказал Глазков, способность «работать во враждебной среде». Но поскольку и у «Диасофта», и у Misys новые модульные решения строятся на Java и технологиях IBM Websphere, особых проблем с «враждебностью» среды возникнуть не должно. Банкам, во всяком случае, хочется надеяться на это.
Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru