Газета «Ведомости» собрала на днях в популярной после ребрендинга столичной гостинице «Украина» (ныне Royal Radisson) представителей финансовых организаций, чтобы те смогли обсудить между собой проблемы с инновациями. Мероприятие прошло при финансовом участии IBM, поэтому банкиры то и дело извинялись за то, что не используют в своей работе инновационные программные продукты этой компании, поскольку приобрели аналоги у конкурентов.
«Прошу прощения, что у нас система управления базами данных Oracle, а не DВ2 (аналогичное решение от компании IBM. — Прим. ред.)», — извинился председатель правления банка «Тинькофф Кредитные Системы» Георгий Чесаков и озвучил основной принцип выживания банков: «Обновляйся или умри». «Почему же никак не умрут наименее инновационные банки?» — поинтересовался автор статьи у Чесакова. «Много уже умерло», — ответил он, добавив, что если у банка под рукой есть административный ресурс, умирать при отсутствии современных технологий не обязательно. Другими словами, принцип «вымирания» актуален прежде всего для молодых, не слишком крупных банков.
С тем, что клиентам необходимы и нравятся современные технологии, согласны все банки. И те, у которых есть административный ресурс, и все остальные. Однако при внедрении инноваций проблемы возникают у всех — с регуляторами, а также с разработчиками этих самых инновационных технологий.
Вице-президент, руководитель блока информационных технологий Банка Москвы Оксана Смирнова-Крелль, например, сомневается, что в России в ближайшем будущем появится «офис будущего» наподобие того, который показал в Амстердаме Rabobank. В том отделении нет сотрудников. Вообще. Судя по тому, как непросто было ввезти в Россию не то, что такой вот безлюдный банковский «офис будущего», а заурядного «электронного кассира», опробованного в тысячах зарубежных магазинов, становится понятно, что будущее у банков в России своеобразное. Поэтому в российских «офисах будущего», таких, какими их видят Сбербанк или Банк Москвы, предусмотрено достаточно места для обслуживающего персонала.
Что касается разработчиков инноваций, то проблема заключается в качестве создаваемых ими корпоративных продуктов. Даже у такой, казалось бы, обкатанной за многие годы технологии, как интернет-банкинг, до сих пор нет достойного оформления в виде качественного коммерческого продукта. На это в личной беседе посетовал Чесаков.
Банк «Тинькофф Кредитные Системы» в скором времени планирует ввести в эксплуатацию новую систему интернет-банкинга и уже готовится к тому, что при запуске проблем будет предостаточно. При этом банк, как и многие другие, ориентируется на «лучшее решение в своем классе».
Настоящей же инновацией в мировом банкостроении, по мнению Чесакова, должно стать создание интернет-банков по принципу web 2.0. Предправления заранее назвал «Тинькофф Кредитные Системы» «банком 2.0», подразумевая под этими словами то, что банк будет стремиться использовать любую доступную информацию о пользователях (не только их отзывы) для улучшения качества своей работы. Любая мелочь, включая IP-адрес или операционную систему устройства, с которого клиент заходит на сайт, может быть полезна при принятии решения о ставке кредитования.
Содиректор коммерческой дирекции по развитию бизнеса и банковской сети банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) Арно Лагруле уверен, что инновации и информационные технологии — это неплохо, но всегда дорого. Поэтому банки в первую очередь должны следить за тем, чтобы затраты на инновации оказались оправданными. В этом и должна быть основная инновационность банка — понять, чего бы хотелось клиентам, сколько можно на этом заработать и во что обойдется внедрение.
Надо отметить, что инновационные технологии предвещают банкам не только заработки, но и потери, поскольку увеличение доступности банковских услуг, которую чаще всего предполагают современные решения, серьезно повышает риски. История показывает, что банки, которые первыми в мире ступили на зыбкие просторы Интернета, довольно быстро прогорели, поскольку на начальном этапе самыми активными пользователями интернет-банкинга оказались хакеры и мошенники, ведь они — наиболее продвинутая часть сетевого сообщества.
По мнению Георгия Чесакова, со временем ситуация в Интернете будет только улучшаться. Добропорядочные домохозяйки и другие представители некриминальных структур, постепенно осваивая интернет-банкинг, неминуемо уменьшат процент злоумышленников, которые практически все уже «в теме».
Инновации в финансовом секторе случаются и сугубо технические. Постоянно происходит модернизация, связанная с банальным увеличением компьютерных мощностей.
Старший вице-президент ММВБ Николай Егоров объяснил, что биржу заставляют меняться… роботы. Чем меньше операций производится вручную, тем больше сделок совершается ежесекундно. Меняются требования к информационной системе. Кроме того, торговые роботы так устроены, что склонны дестабилизировать рынок.
Ситуация с роботами стала настолько критичной, что эти торговые программы приходится размещать непосредственно в Центре обработки данных, который обслуживает биржу. В противном случае временные задержки при совершении сделок становятся слишком велики. Проведенное ММВБ тестирование торговой системы при 16 и 25 тыс. трансакций в секунду (это расчетные показатели на 2011-й и 2012 год) показало, что время задержки составит порядка 300 микросекунд. Не так давно ММВБ устраивал и параметр в 350 микросекунд. Но новая цель на ближайшее будущее — снизить задержку до 100 микросекунд, чтобы иметь «запас прочности» и соответствовать грядущим международным стандартам, которые постоянно ужесточаются.
Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru