«Связной» и Ситибанк — два взгляда на аутсорсинг

Дата публикации: 20.12.2010 00:05
5 312
Время прочтения: 5 минут

На IX форуме «IT в финансовом секторе (банки)», организованном компанией AHConferences, два банка — «Связной» и Ситибанк говорили на одну и ту же тему — о передаче IT-проектов на сторону, иными словами об аутсорсинге. Судили об аутсорсинге по-разному. Но у банков обнаружилась общая черта — стремление сэкономить по максимуму.

Вот как выглядит экономия «по Связному», как описал ее заместитель председателя правления банка Александр Тютюнник: «Мы могли бы построить два центра обработки данных, потратив на это миллионы долларов, но решили их арендовать. Могли купить серверы, каждый из которых стоит 600 тысяч долларов, а мы платим за тот и за другой фирме IBM примерно 80 тысяч в месяц. Такова политика банка — все, что можно арендовать, мы арендуем. Сейчас мы «измываемся» над IBM, чтобы пойти на аренду софта. Например, достаточно серьезную систему мониторинга, которую я хочу внедрить на следующий год, мы не хотим покупать. Хотим арендовать. Тем более что IBM в мире работает по этой схеме. В России пока сопротивляется».

Заявляя это, Тютюнник выглядел таким воодушевленным, что становилось понятно: сопротивляться гиганту мировой IT-индустрии — компании IBM осталось, судя по всему, уже недолго.

Ситибанк начинал экономить на передаче IT-проектов на сторону постепенно, не торопясь. Как и пристало банку, имеющему за плечами серьезную международную финансовую структуру.

«Мы всегда умели хорошо считать деньги, был интерес переложить технический риск на подрядчика, но мы не любим стартовать с места в карьер. Нам надо постепенно развиваться», — объяснил руководитель департамента по аутсорсингу и работе с поставщиками Citi Владимир Стасевич.

Поэтому сначала банк запустил пилотные проекты. Многие выиграла компания EPAM, конкурировавшая с другими аутсорсерами и системными интеграторами. И вот тут-то и выяснилось, что пройти до конца по длинному пути постепенного развития отношений может далеко не каждый аутсорсер.

«Притирались. Заказчик в 2004 году был недоволен ситуацией, и у EPAM были постоянные проблемы и эскалация работ, — рассказал Артак Оганесян, заместитель генерального директора по развитию бизнеса и работе с заказчиками EPAM Systems. — Заказы шли серией, друг за другом. Это были неуправляемые запросы. Команда провисала, оставалась незагруженной, но ее нельзя было переключить на других заказчиков. Потому что каждый раз было понятно, что вот-вот пойдет новая версия или будет запущен новый проект. Жесткие сроки также демотивировали команду, поскольку возникали авральные ситуации. Все это приводило к низкой рентабельности».

Некоторые проекты были не просто низкорентабельными, но и убыточными для подрядчика.

Ситибанк охарактеризовал такой период взаимоотношений с подрядчиком как этап выработки схемы развития. «Мы начинали новые проекты и видели, что подрядчик правильно воспринимает их. Как инвестиционные. Не всегда качество было таким, как хотелось банку. Поэтому на первых этапах шла притирка. Подрядчик, несмотря на отсутствие прибыли и претензии, не отчаялся», — прокомментировал Стасевич.

Переломный момент во взаимоотношениях EPAM и Ситибанка наступил в 2007 году. Заказчик начал все глубже погружаться в детали проектов, следить за сохранением команды. Подрядчик, в свою очередь, стал брать на себя больше ответственности. Такое взаимопроникновение помогло банку и аутсорсеру не разорвать отношений даже в кризис.

На примере Ситибанка и EPAM Systems видно, насколько непросто проходит процесс притирки аутсорсера и заказчика. Если бы не несоизмеримые масштабы банка «Связной» и корпорации IBM, можно было бы подумать, что слово «измываемся», использованное Александром Тютюнником, имеет совсем не шуточный смысл. Тем не менее в каждой шутке есть, как говорится, доля шутки. В этой связи можно упомянуть, что у «Связного» есть отношения не только с крупными подрядчиками, такими как IBM, Neoflex или «Центр Финансовых Технологий» (ЦФТ), над которыми «измываться» можно лишь в шуточной форме. Есть у банка подрядчики и гораздо меньшего масштаба. С соответствующими размеру этих компаний бюджетами. «Если всем платить столько, сколько мы платим трем уважаемым поставщикам, не выдержит ни один бюджет», — уточнил Тютюнник, отвечая на вопрос о компании из пяти человек, которая «за копейки» разрабатывает банку фронт-офис.

«Это нетипичная ситуация для банковского мира, — признался Тютюнник. — У меня, когда я пришел в банк впервые и это увидел, как у человека банковского, было желание от всего этого избавиться. Но в группе компаний «Связной» это принято. Найти небольшую компанию, в которой мало людей, которая хочет сделать определенную задачу и никого, кроме конкретной компании, не обслуживать».

Так «Связной» и нанял для решения конкретной задачи, связанной с автоматизацией фронт-офиса, скромную фирму, занимавшую одну комнатку в подвале торгового центра «Мега» в Химках.

Тютюнник отдает себе отчет, что риск при заключении контракта с маленьким разработчиком есть. Но он иногда бывает оправдан. Во-первых, цена. Во-вторых, профессиональные компании хоть и гарантируют какой-то уровень сервиса, но не автоматически. «Им тоже надо дозваниваться. Бить по башке, ругаться. Управлять этим процессом, — пояснил Тютюнник. — А если просто позвонить в какую-то из крупных компаний и сказать: «Ах, у нас проблема», я что-то не думаю, что они все побегут ее решать. Степень влияния на маленькую компанию несоизмеримо больше. Заказчик — все, что у них есть».

В «Связном» гордятся тем, что умеют считать деньги. Все — начиная от акционера Максима Ноготкова, который, как сказал про него Тютюнник, точно знает, сколько стоит стол или стул. Именно поэтому на открытие нового офиса банк тратит, по расчетам руководства, в разы меньше денег, чем конкуренты.

В Ситибанке тоже умеют считать. И поэтому знают, что крупному банку выгодна передача IT-проектов на сторону. Даже если передавать их не самым дешевым на свете индийским программистам, а тем, что поближе, — российским. Остается оценить риски, добиться приемлемого уровня качества и… не слишком «издеваться» друг над другом, чтобы и банк, и подрядчик смогли на совместных проектах что-то зарабатывать.

Леонид ЧУРИКОВ, Banki.ru

 

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме


Все продукты