Московский Кредитный Банк (МКБ) в январе ввел комиссию за погашение всех видов рублевых кредитов через кассу. Портал Банки.ру разбирался, с чем это связано и можно ли ожидать подобных действий от других финансовых организаций.
Пользователи «Народного рейтинга» Банки.ру негодуют — с 14 января текущего года Московский Кредитный Банк ввел фиксированную комиссию в 150 рублей за погашение через кассу любого кредита в рублях. Как пояснили в самом банке, это связано с популяризацией дистанционных каналов обслуживания — терминалов, банкоматов и
«Комиссия распространяется на все операции по внесению наличных денежных средств на счет карты через кассу банка, — сообщила начальник управления депозитных и комиссионных продуктов МКБ Наталья Розенберг. — Для погашения кредита клиентам выпускаются неперсонализированные карты, и клиенты, как правило, используют их только для совершения операций в рамках кредитного договора».
Таким образом, погасить кредит в МКБ без комиссии теперь можно в одном из 672 банкоматов с помощью дебетовой карты (они бесплатно выдаются к любому кредиту, годовое обслуживание тоже бесплатное) или наличными, а также в более чем 4 тыс. платежных терминалах банка и через
Однако это вряд ли порадует держателей тех же ипотечных или
Долларовые кредиты «под раздачу» Московского Кредитного Банка не попали. «Логично, что по валютным кредитам банк вводить подобные ограничения не стал, — считает эксперт по кредитным продуктам Банки.ру Елена Сударикова. — На сегодняшний день у МКБ нет банкоматов и терминалов, оснащенных устройствами приема наличных долларов или евро
. Таким образом, внесение через кассу остается для заемщика с кредитом в валюте самым оптимальным способом погашения».
Кроме того, Сударикова полагает, что введение комиссии может быть в том числе связано со стимулированием заемщиков приобретать введенные в середине сентября прошлого года платные пакеты услуг, для владельцев которых предусмотрены скидки на расчетно-кассовое обслуживание.
По словам Розенберг, для владельцев пакетов банковских услуг действительно предоставляется скидка в размере 20% на уплату комиссии. На сайте кредитной организации указано, что данную скидку получают владельцы пакетов «Почетный клиент» и «Корпоративный клиент» (для зарплатных клиентов). Стоимость каждого пакета составляет 60 рублей в месяц, или 576 рублей в год.
Отметим, что уже на протяжении двух последних лет все больше банков отказывается от каких бы то ни было комиссий по кредитам. Среди недавних событий — отмена в сентябре банком «Ренессанс Кредит» комиссии за внесение денег через кассу на свою прозрачную кредитку с
Банкиры считают выбранную тактику Московского Кредитного Банка верной, но несколько жесткой по отношению к клиентам.
«На наш взгляд, необходимо обеспечить клиентам максимальное удобство пользования банковскими услугами, — говорит директор департамента розничного бизнеса ХКФ Банка Артем Алешкин. — Поэтому если заемщик предпочитает погашать кредит через отделение банка, мы считаем необходимым предоставить ему возможность делать это с максимальным комфортом. При этом мы видим, что количество трансакций через устройства дистанционного банковского обслуживания растет из года в год. Это заметно даже в нашей сети. После установки терминала или банкомата в офисе банка объемы погашений в нем и в кассе становятся сопоставимыми».
«Но такой подход не является клиентоориентированным, — полагает эксперт. — Банк должен давать возможность поступать клиенту наиболее удобным и комфортным способом. Существует огромное количество людей, которые неуверенно чувствуют себя при проведении дистанционных операций и больше доверяют живому человеку».
В качестве примера Мисане приводит тот факт, что многие клиенты СМП Банка используют именно его
В Ситибанке обращают внимание на то, что «опытные» клиенты, пользующиеся несколькими кредитными продуктами, предпочитают оплачивать задолженность дистанционно. По статистике за последний год около половины владельцев кредитных карт банка, ранее предпочитавших вносить деньги через кассу, стали использовать терминалы, отмечает руководитель подразделения разработки продуктов кредитных карт Ситибанка Евгений Махов.
«Мы внимательно следим за рынком и наблюдаем тенденцию к введению комиссий банками, — рассказывает банкир. — Сегодня это уже не один, а несколько банков. С точки зрения снижения расходов отделения банку выгодно стимулировать переход клиентов к удаленному обслуживанию, и неважно, погашение ли это задолженности или другая операция, в которой участвуют сотрудники отделения. Мы предполагаем, что многие банки будут вводить комиссии за погашение кредитов через кассу в ближайшее время. При этом, безусловно, клиент ни в коем случае не должен испытывать неудобства: если в данный момент банк не может предоставить удобную альтернативу (например, банкомат в этом же отделении), то взимать комиссию будет несправедливо. Конечно, такой подход (введение комиссий за обслуживание через кассу) смогут себе позволить только банки, уже имеющие развитые каналы дистанционного и автоматического обслуживания, а также качественную службу поддержки клиентов».
Между тем МКБ не первый и, судя по всему, не последний банк, подобным образом пытающийся привить культуру дистанционной оплаты. Крупнейшие банки давно уже опробовали этот метод, вводя заградительные комиссии на внесение денежных средств через кассу или проведение оплаты через операционистов. Так, в 2010 году Сбербанк начал взимать с клиентов комиссию за оплату услуг ЖКХ через оперкассы, а в 2012-м — за оплату счетов МГТС. Недавно портал Банки.ру писал, что операционисты банка отказываются принимать регулярные платежи (оплата услуг ЖКХ, уплата пеней, штрафов, налогов), перенаправляя клиентов к информационно-платежным терминалам. Уже несколько лет комиссию в размере 100 рублей при пополнении через кассу картсчета на сумму до 10 тыс. рублей взимает ВТБ 24 — в том случае, если в отделении есть как минимум два банкомата с функцией приема наличных.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru