Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА») совместно с Объединенной лизинговой ассоциацией провело 6 декабря в Москве ХVI ежегодную конференцию «Лизинг в России». Основными темами для обсуждения стали итоги развития лизинговой отрасли и меры по сохранению заметного роста в период ее реформирования.
«Темпы развития лизинга вновь радуют, потому что динамика этой отрасли, как правило, опережает динамику экономики, — подчеркнул президент RAEX Дмитрий Гришанков, чьи слова приводятся в сообщении рейтингового агентства. — Если рост лизинга останавливается, то и в экономике, скорее всего, начнется спад. Будем надеяться, что успехи лизинговой отрасли, о которых мы сегодня говорим, свидетельствуют о том, что в 2018 году экономику ждет подъем».
Результаты исследования рынка лизинга представил директор по банковским рейтингам RAEX Руслан Коршунов. «За девять месяцев рынок лизинга вырос на 58% за счет наращивания сделок с транспортом и составил 710 миллиардов рублей. При этом рекордную долю оперлизинга на рынке (21%) обеспечили сделки с железнодорожной и авиатехникой, — отметил он. — По нашим прогнозам, рост экономики и господдержка позволят лизинговому рынку в 2017—2018 годах превысить 1 триллион рублей. По итогам 2017 года мы ожидаем прироста на уровне более 40%, а в 2018 году — в пределах 10—20%».
Объем лизингового бизнеса в РФ по итогам трех кварталов достиг рекордных 710 млрд рублей, а по итогам всего 2017 года рынок может впервые преодолеть планку в 1 трлн рублей. Об этом свидетельствуют данные подготовленного рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») исследования «Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2017 года: новый рубеж».
06.12.2017 14:57Председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Гамза выразил опасения относительно объемов дальнейшей государственной поддержки отрасли. «Принятый бюджет показывает падение в реальном выражении, что приведет к снижению уровня инвестиций в следующем году. С учетом того, что запланирована новая программа финансирования оборонно-промышленного комплекса на 19 триллионов рублей до 2025 года, возможностей на остальные отрасли не остается. Не думаю, что лизинг сможет показать высокие темпы только за счет ОПК. Еще один серьезный риск — это санкции, которые мы получим в следующем году, многие из них отраслевые», — сказал он.
«Сегодня можно говорить о том, что рынок находится на локальном максимуме, — прокомментировал советник первого заместителя председателя Банка России Сергей Моисеев. — Несмотря на низкую инфляцию, ставки для лизингополучателей достаточно высоки. Маловероятно, что этот разрыв будет сохраняться в ближайшие годы. Номинальные процентные ставки будут снижаться вслед за инфляцией, а если она стабилизируется на уровне 2—4%, то ставки заимствования стабилизируются на уровне 6—8%, то есть мы будем жить в условиях низкой процентной маржи. Поэтому макроэкономическая среда на ближайшие три — пять лет — это ценовая стабильность, низкая инфляция и достаточно высокие ставки. При этом клиенты, которые имели низкую рентабельность, получат доступ к лизингу, то есть произойдет расширение спроса. В этом смысле текущий год наиболее благоприятный, но и следующий год с точки зрения основных показателей будет хорошим».
«Основным драйвером роста следующих лет будет операционный лизинг, причем во многих сегментах, — высказал свою точку зрения президент ОЛА, генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг» Кирилл Царев. — Лизинговым компаниям необходимо делать более привлекательный продукт для клиентов, развивать дополнительные услуги. Я считаю, что мы делаем шаги в нужном направлении, наверное, не всегда с такой скоростью, с какой хотелось бы, но в следующем году, думаю, многие компании покажут уверенный рост. В целом многие компании покажут рост в следующем году, так как развиваются скоринговые процедуры, появляются диджитал-продукты, электронные кабинеты и дистанционные услуги. Лизинг занимает свою нишу. Чем больше мы будем предлагать операционного лизинга, тем больше отраслей будут смотреть на лизинг более позитивно, потому что тогда он начнет выгоднее отличаться от кредита».
«Для того чтобы заниматься оперлизингом, нужно в первую очередь понимать сам продукт, — подчеркнул заместитель генерального директора по работе с клиентами, директор департамента по работе с клиентами Государственной Транспортной Лизинговой Компании Владимир Добровольский. — Мы как один из лидеров в сфере операционного лизинга в России занимаемся двумя видами: авиационным и железнодорожным. В компании созданы специальные отделы, в которые входит большое количество сотрудников, отслеживающих техническое состояние предметов лизинга. В каждый момент времени мы понимаем, что с ними происходит и сколько технических резервов нам требуется накопить. Если лизинговые компании пойдут по такому же пути в автолизинге, развивая техническую поддержку и экспертизу, то данный сегмент будет прибыльным бизнесом. Иначе это убыточно».
Вице-президент ОЛА, генеральный директор ООО «МКБ-Лизинг» Александр Кожевников сообщил, что относит себя к числу умеренных оптимистов и ожидает роста рынка в 2018 году на 5—10%. Кроме того, он остановился на теме лизинга железнодорожного транспорта: «Лизинг по каким-то причинам не очень активно осваивал сегмент железнодорожного состава в 2017 году, но думаю, что в следующем году ситуация исправится даже без наличия субсидирования, так как остается определенный дефицит подвижного состава, особенно специального».