Вначале несколько фактов о мультивалютных картах ВТБ24, которые нужно знать каждому клиенту, не желающему быть в очередной раз обманутым этим банком:
1. Мультивалютная карта от ВТБ24 - это неудобно. Вы не сможете оперативно перевести валюту на эту карту со своих других счетов и обналичить ее без потерь. За оперативность вам придется платить из своего кармана двойной конвертацией из валюты в рубли и обратно. Грабительскую разницу между курсами покупки и продажи банк ВТБ24 тут же положит себе в карман.
2. Сотрудники офисов банка ВТБ24 не знают, как работает мультивалютная карта. Для консультации предлагают воспользоваться очень медленно работающей "горячей" линией.
3. Сотрудники банка ВТБ24 боятся операций с мультивалютными картами, они не понимают, как она работает. Другими словами, операции по мультивалютной карте ВТБ24 непрозрачны даже для сотрудников банка.
4. Сотрудники банка не рекомендуют клиентам пользоваться мультивалютной картой (со слов других пользователей).
Итак, МВК карта ВТБ24 - огромный риск для клиентов, которые не разбираются в банковских продуктах на порядок лучше работников банка ВТБ24.
Пользование МВК картой ВТБ24 может нанести обычному клиенту серьезный ущерб. При этом банк не несет никакой ответственности за ущерб нанесенный клиенту и за нечестно заработанные деньги.
А теперь, собственно, история, в ней важна каждая деталь! :)
Собираясь на отдых за границу (2 года подряд не был в отпуске!), я решил, что неплохо бы иметь некоторую сумму наличных в евро. Часть необходимой мне суммы лежала на счету в Телебанке, еще немного я докупил через эту систему. И перевел все на МВК ВТБ24. Сразу смутило, что на счету все отображалось в рублях, а в евро баланс был нулевой. Предполагая, что это технический глюк, связанный с тем, что все операции сначала идут в рублях, я пошел в офис банка, чтобы получить свои деньги.
Зайдя в кассу, я сказал, что хочу снять евро с мультивалютной карты и на всякий случай попросил уточнить, есть ли там вообще евро. Услышав слово "мультивалютная", кассир, побледнев, сразу же отправила меня на консультацию к операционисту.
Отстояв очередь к операционисту, я объяснил ситуацию. Ответ операциониста был примерно таким: "Мультивалютная карта - это очень хитрая карта. Вам нужно было позвонить на горячую линию." После чего, обсудив тему отпуска с проходящей мимо (видимо знакомой) клиенткой (я в этот момент сидел рядом и терпеливо ждал окончания этого безумно долгого разговора), она соединила меня с горячей линией банка и протянула трубку.
Горячая линия банка ВТБ24 оказалась не слишком теплой, скорее холодной. Очень холодной. Робот сразу сообщил мне, что ждать нужно около 7 минут. Через какое-то время мне вторично сообщили об ожидании в течение 7 минут. Дальше каждая минута ожидания повторялась дважды с интервалом примерно в минуту. Т.е. по ощущениям я просидел у трубки около 15 минут, пока на другом конце не раздался голос сотрудника горячей линии. Я объяснил ситуацию. Девушка на том конце, видимо, созвала консилиум специалистов и, вернувшись через некоторое время, поблагодарила за ожидание и сообщила, что соединит меня со специалистом, который разбирается в вопросах о мультивалютных картах ВТБ24.
Наконец, на связи раздался голос специалиста по мультивалютным картам ВТБ24. Он разъяснил мне, что технически деньги сначала проводятся в рублях, а потом раскидываются по валютным счетам. Нужно подождать.
ОК, время было.
Пока я ждал, я пополнил свою мультивалютную карточку рублями через банкомат. Приехал домой, влез в Телебанк. О чудо! На мультивалютной карте ВТБ24 появились вожделенные евро! Замечательно! Положенные на карточку рубли вроде как тоже появились, и я отправил их на вклад в Телебанк. Это была роковая ошибка (если не считать роковым мое доверие ВТБ24 и веру в здравый смысл происходящего в этом банке).
После операции я на всякий случай еще раз проверил балансы по счетам. И что я вижу? Мои евро исчезли.
"Черт возьми!" - подумал я, - "Наверное, рубли зачислились не до конца и банк технически "слизал" в приоритетном порядке мои евро при переводе рублей с карты в телебанк. Когда мои рубли окончательно зачислятся, система сама разберется с порядком операций (ведь сначала я внес деньги в банкомат, а потом подал распоряжение на перевод рублей) и вернет мои евро на место, придется подождать еще."
Как же жестоко я ошибался!
На следующий день на мультивалютной карте евро не появились. Зато в выписке появилась операция по конверсии евро в рубли.
Дозвонившись до "горячей" линии банка и пройдя традиционную цепочку соединений от обычного специалиста до специалиста по мультивалютным картам ВТБ24, объясняя каждый раз ситуацию, я выяснил, что я лох. И не просто лох, а идиот, который зачем-то купил евро по дорогому курсу продажи и тут же их продал по дешевому курсу покупки.
Специалист по мультивалютным картам ВТБ24 бодрым голосом объяснил мне:
- Технически ваши рубли не были еще зачислены, и банк списал ваши евро, переведя их в рубли.
- Но позвольте, - парировал я, - ведь если технически рубли не были зачислены, то необходимой суммы для перевода рублей там не было, и банк должен был отказать мне в операции.
- Да! - бодро сказал специалист по мультивалютным картам ВТБ24 (они любят говорить "да" на любой вопрос, даже если по смыслу это "нет"), - да, именно так. Но возник несанкционированный банком перерасход по счету, который был покрыт после окончательного зачисления ваших денег.
- И что же, - спросил я специалиста по мультивалютным картам ВТБ24, - банк теперь никак не вернет мне мои евро? Мне нужно их покупать еще раз?
- Да! - с готовностью ответил специалист, - теперь у вас есть возможность купить евро еще раз. А по поводу недоразумения есть пункт правил пользования картами и счетами. Он гласит, что пользоваться перечисленными деньгами можно только на следующий день.
Тут бы мне злобно выругаться, но воспитание не позволяет. Стало быть, я кругом виноват: во-первых, санкционировал (сам того не зная!) несанкционированный банком перерасход по своему счету, во-вторых, пользовался деньгами раньше, чем это прописано в правилах, в-третьих не изучил матчасть. Т.е. я знал особенности использования мультивалютных карт ВТБ24 хуже, чем специалист по мультивалютным картам ВТБ24. Не зная правил лучше типового банковского специалиста, я сыграл в карты ВТБ24 и проигрался в пух и прах!
Итак, логика произошедшего мне ясна. С формальной стороны, банк, возможно прав. Но тот, кто дочитал до конца, вероятно, согласится со мной, что в данной ситуации банк ограбил меня.
Я, человек с улицы, не должен знать всю кухню работы банка (тем более, что львиная доля сотрудников банка ВТБ24 знает ее хуже меня). Ведь, чтобы пользоваться часами, я не обязан знать, как устроен их механизм и как крутятся шестеренки, мне достаточно уметь читать их показания. Мне не не нужно знать технические особенности работы мультивалютных карт ВТБ24 так же хорошо, как специалист по мультивалютным картам ВТБ24. Мне нужно, чтобы этот инструмент работал, как часы и не давал сбоев, вызывающих у меня убытки. Мне нужно, чтобы банк выполнял все мои заявки в строгой, обозначенной мной последовательности, а не в произвольном, выгодном банку порядке. Мне нужно чувство уверенности, что банк все делает правильно, честно и точно. Уверенности в отношении ВТБ24 у меня теперь нет.
PS. Специалист по мультивалютным картам ВТБ24 - наверное, несуществующая должность. Такое название напрашивается, т.к. добраться в ВТБ24 до человека, разбирающегося в операциях по мультивалютным картам ВТБ24 с первого раза мне не удавалось.
PPS. Юридическую сторону произошедшего я изучу после отпуска. Есть вероятность, что банк в данном случае сильно не прав. Ключевой аргумент - последовательность моих поручений, которую проигнорировал банк.