В Сбербанке новый руководитель. И хотя единственный кандидат на это место — Герман Греф — был известен давно, после его избрания вопросов у инвесторов, акционеров и клиентов банка стало еще больше. Во-первых, удастся ли бывшему главе МЭРТ сохранить старую команду управленцев Сбербанка? Особенно, когда ключевые фигуры начали потихоньку покидать банк (на прошлой неделе его оставила первый зампред Алла Алешкина). Во-вторых, какой будет долгосрочная стратегия развития главного банка страны? В-третьих, зачем «Сберу» инвестиционные услуги? И самое главное, удастся ли Грефу улучшить качество обслуживания частных клиентов Сбербанка?
Внеочередное общее собрание акционеров 28 ноября, на котором Германа Грефа избрали председателем-президентом, в целом оказалось малоинформативным. Новый глава пообещал в ближайшее время представить акционерам краткосрочные и среднесрочные цели каждого подразделения банка.О долгосрочных планах Герман Греф почти не распространялся, заметив, что считает основными две задачи: сделать Сбербанк самым устойчивым финансовым институтом страны и сохранить динамику прибыльности и роста его капитализации. Также
Герман Греф признал, что Сбербанк постепенно теряет положение монополиста на банковском рынке России, поэтому в его задачи входит создание гибкой, быстро реагирующей на рыночные сигналы, дружелюбной по отношению к клиентам, высоконадежной структуры. «Мы должны доказать, что слоны умеют танцевать», — не стал скрывать амбициозных планов Герман Греф. Не окажется ли Сбербанк, вопреки ожиданиям его главы, слоном в посудной лавке, станет ясно после обнародования им стратегии развития до 2012 года.
В свою очередь, эксперты, опрошенные Banki.ru, считают, что радикальной смены концепции Сбербанка не произойдет. «Сомневаюсь, что стратегия развития банка, направленная на усиление развития в розничном сегменте, претерпит какие-нибудь существенные изменения», — считает Алексей Когорев, начальник управления анализа страновых рисков и рисков финансовых институтов Промсвязьбанка.
Денис Мухин, аналитик ИК «Брокеркредитсервис» полагает, что Греф поддержит консервативный путь развития банка и оставит основным его направлением работу с физлицами. Однако если экс-министру не удастся сделать банк более клиентоориентированным и повысить качество работы с населением, о конкурентоспособности «Сбера» придется забыть, полагает Мухин. Первым признаком того, что «лед тронулся», можно считать уменьшение очередей, повышение скорости обслуживания с использованием современных банковских технологий и более корректное обращение персонала Сбербанка с клиентами.
Стремление Грефа превратить «Сбер» в прозрачную структуру кажется экспертам своевременным шагом. Ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Ольга Шкред отмечает, что акционеры и инвесторы давно испытывают трудности с получением полной информации о деятельности банка. Так, «Сбер» не выпустил промежуточную отчетность по МСФО в 2005—2006 гг, финансовые результаты по МСФО были опубликованы только за I полугодие 2006 г. Кроме того, в отличие от других кредитных организаций, Сбербанк не делает аналитических презентаций для инвесторов и не проводит открытых встреч с аналитиками и инвесторами. «Банк является закрытым, так как, по большому счету, не заинтересован в привлечении инвесторов и полной открытости перед акционерами», — отмечает Ольга Шкред.
«Закрыт» Сбербанк и для своих клиентов. Как свидетельствуют результаты опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), около 69% россиян не осведомлены о смене руководства в крупнейшем банке страны. Только 11% респондентов ответили, что знают об уходе Андрея Казьмина с поста главы Сбербанка, а 16% —
Впрочем,
Наталья КОПЫЛОВА