Институт «Центр развития» НИУ «ВШЭ» в период с 29 октября по 7 ноября провел очередной квартальный опрос профессиональных прогнозистов относительно их видения перспектив российской экономики в 2017—2018 годах и далее до 2023 года. Результаты опроса, в котором приняли участие 26 экспертов из России и других стран, приводятся в очередном выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе».
По сравнению с предыдущим опросом, который проводился в начале августа, прогнозные оценки стали несколько более оптимистичными, говорится в докладе. Особенно это касается прогнозов на 2017 год. Самое заметное изменение здесь — увеличение прогнозного темпа роста ВВП в 2017 году с 1,4% до 1,8%, которое можно отнести на счет несколько более быстрого, чем ожидалось, роста в первые три квартала текущего года (1,8% год к году, по предварительной оценке Минэкономразвития). Консенсус-прогноз предполагает, что в IV квартале темп прироста сохранится на этом же уровне.
«При этом оптимизм экспертов никак не назовешь безудержным: ровно половина из них считает, что в 2018 году темпы роста ВВП будут ниже, чем в 2017 году; около трети полагает, что рост в 2019 году будет ниже, чем в 2018 году. Конечно, во всех этих случаях речь идет о долях процентов, но ни о каком ускорении роста российской экономики эксперты, в общем, не помышляют: даже через семь лет консенсус-прогноз годовых темпов едва-едва достигает 2% (впрочем, всего три месяца назад и того не было)», — отмечается в «Комментариях».
Российские власти продолжат поддерживать экономику, сохранятся плавающий курс рубля и режим инфляционного таргетирования, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Консенсус-прогнозы валютного курса предвещают очень постепенное его ослабление (в ближайшие годы — примерно на 2,5% в год, в последующие годы — на 1,5%). Таким образом, с учетом разницы темпов инфляции в США и России реальный курс рубля практически не будет меняться.
Наиболее заметным изменением по сравнению с предыдущим опросом стало снижение прогнозируемого роста потребительских цен на 0,9 процентного пункта для 2017 года (до 3,3%). Очевидно, что этот прогноз следует за фактической траекторией цен в текущем году, поясняют аналитики; инфляционные ожидания на будущее пока меняются мало и остаются на уровне около 4%, что в целом соответствует целевому уровню инфляции. «Похоже, Банку России удалось убедить экспертное сообщество в том, что инфляционный таргет вполне достижим», — заключают экономисты по итогам анализа консенсус-прогноза.
При этом прогнозисты ожидают, что до конца 2017 года Банк России еще раз снизит свою ключевую ставку — на 0,25 п. п., а за 2018 год — еще на 1 п. п. (текущий уровень ставки — 8,25%. — Прим. Банки.ру), после чего ее снижение замедлится и в реальном выражении она будет поддерживаться на уровне 2—2,5% годовых. «Таким образом, макроэкономическая среда, необходимая для «запуска» экономического роста, будет создана. Будет ли этого достаточно? Судя по низким прогнозируемым темпам роста ВВП, у экспертов есть в этом определенные сомнения», — говорится в докладе.
Как отмечают его авторы, при сравнении консенсус-прогнозов с оценками МЭР бросается в глаза, что начиная с 2018 года официальные прогнозы предполагают существенно более дешевую нефть (разница доходит до 10—15 долларов за баррель). Поскольку заниженный, с точки зрения экспертного сообщества, прогноз МЭР заложен в проект федерального бюджета, риск его неисполнения с возможной последующей дестабилизацией финансовой системы выглядит достаточно низким, указано в «Комментариях о государстве и бизнесе».
Консенсус-прогнозы на 2017—2023 годы