Большинство россиян считает, что безопаснее всего пользоваться различными банковскими продуктами начиная с 18—24 лет. При этом, по мнению жителей РФ, финансовые услуги небезопасны для несовершеннолетних, особенно для детей до 13 лет. Таковы данные исследования аналитического центра НАФИ.
Согласно опросу, по 61% респондентов полагают, что с 18—24 лет безопасно использовать банковские карты и вклады. 57% относят к безопасным для этого возраста интернет-банк, 56% — мобильный банк, по 55% — кредиты и услуги страхования, 50% — электронные кошельки. А вот микрозаймы и кредиты в принципе россияне советуют брать с 25—34 лет.
Каждый пятый опрошенный уверен, что с 14 лет не представляет особых опасений начало работы с банковскими картами. Для сравнения: вклад доверил бы детям с 14 лет лишь каждый десятый.
«Подавляющее большинство респондентов считает, что возраст до 13 лет небезопасен для использования любых финансовых продуктов и услуг, — говорится в исследовании аналитического центра НАФИ. — Лишь 4% опрошенных указали, что для данной возрастной группы безопасно страхование, по 1% респондентов полагают, что до 13 лет безопасно пользоваться банковскими картами, электронными кошельками и мобильным банком».
Ожидаемо наименьшее доверие у российских граждан в отношении безопасности финансовых продуктов и услуг для детей и подростков вызывают микрозаймы, инвестиционные продукты и кредиты.
Все вклады на Банки.ру
Половина совершеннолетних респондентов ответили, что у них есть внуки или дети до 18 лет. Как показал опрос, 61% из родителей, а также дедушек и бабушек с несовершеннолетними чадами не привлекали в 2016 году маленьких членов семей к учету доходов и расходов и в целом к планированию семейного бюджета. Примечательно, что по итогам опроса в 2015 году таких «непривлекателей» было 72%. Согласно статистике, чаще всего не привлекают несовершеннолетних родственников к столь серьезным делам респонденты 25—34 лет (72% из них), реже всего — респонденты 35—44 лет (50%).
Сами же несовершеннолетние участники исследования (14—17 лет) преимущественно указали, что родители действительно не удосуживаются спросить их мнения при составлении семейного бюджета и не привлекают к учету семейных доходов и расходов, хотя ведут разговоры с ними на эту тему. Так ответило в 2016 году 36% опрошенной молодежи. Эта цифра практически не изменилась с 2015 года.
В целом треть респондентов в возрасте 14—17 лет заявили, что родители не обсуждают с ними вопросы, касающиеся денег. С 61% молодых людей родители обсуждают эти вопросы иногда, с 12% — регулярно.
«У большинства детей и подростков 14—17 лет есть в распоряжении собственные деньги (86%). При этом у большей части опрошенных детей нет своей действующей банковской карты (59%). По сравнению с 2015 годом доля детей, располагающих личными деньгами, выросла на 11 процентных пунктов (с 75% до 86%), — пишут эксперты аналитического центра НАФИ. — У 100% детей, с которыми регулярно обсуждают вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами, и у 90% тех, с кем иногда обсуждают данные вопросы, есть собственные деньги. Среди детей, с кем взрослые не обсуждают данные вопросы, 29% опрошенных не имеет своих денег. Больше чем у половины опрошенных детей, которых привлекают к учету семейного бюджета и интересуются их мнением, есть собственная банковская карта (61%)».
Несмотря ни на что, россияне в возрасте 14—17 лет — достаточно активные пользователи банковских продуктов и услуг. Наиболее активно молодые соотечественники пользуются банкоматами (почти каждый второй из опрошенных). На втором месте по популярности — платежные терминалы (39% респондентов). На третьем — банковская карта (28%). Наименьшей популярностью у молодого поколения пользуются предоплаченные карты — лишь каждый двадцатый использовал этот продукт за последние три месяца перед опросом.
По словам экспертов аналитического центра НАФИ, практически каждый российский подросток (89%) осведомлен о фактах мошенничества с банковскими картами. Тем не менее оставшиеся 11% сказали, что практически не в курсе подобной проблематики.
«Среди способов защиты от мошенничества в отношении банковских карт большинство респондентов, имеющих банковские карты или опыт пользования такими картами, называли хранение PIN-кода карты и кодов доступа в интернет-банк отдельно от банковской карты и защиту от «посторонних глаз» PIN-кода карты при проведении операций (67% и 65% соответственно). Треть респондентов пользуются в настоящее время или пользовались ранее данными способами защиты (38% и 32% соответственно)», — сообщают в аналитическом центре НАФИ.
По мнению генерального директора аналитического центра НАФИ Гузелии Имаевой, возрастные особенности детей и подростков должны быть отправной точкой для разработчиков финансовых продуктов. «В условиях динамично развивающегося рынка, в ситуации высокой технической грамотности молодежи и диджитализации финансовых услуг мы не можем закрывать глаза на риски неправомерного вовлечения детей в сомнительные финансовые операции, — уверена она. — Работа по защите прав детей как потребителей финансовых услуг будет продуктивна при взаимодействии регуляторов рынка, крупных игроков и, самое главное, при проактивном отношении семьи к вопросам финансового просвещения».
Вторая часть исследовательского спецпроекта «Дети и финансы» была проведена аналитическим центром НАФИ в 2016 году при поддержке MasterCard, Бинбанка, международной организации Child & Youth Finance International и ассоциации «НП РТС».
Всероссийский репрезентативный опрос родителей и детей был проведен в 2016 году в формате личных формализованных интервью с выборкой в 1,7 тыс. респондентов. Погрешность выборки составляет 3,4%.
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru
Комментарии
Нееет, давайте детям с 12 лет кредиты впаривать и страховку. Они и считать-то еще не умеют как следует, но уже должны будут подписывать документы с банком. Я вот как-то согласна с остальными жителями РФ - нечего до 18 лет детей банкам и страховым трогать. А то и до 25, пока мозги не окрепнут. Да, собственно, и банки это прекрасно понимают - кредитные карты и кредиты лет с 25 выдают. Кому вообще в голову пришло спрашивать о таком?
Ну назовите вещи своими именами - сразу будет скучно и понятно.
"Банковский продукт" - бред! Банк оказывает услуги. Услуги за наши с Вами деньги.
Никаких "продуктов" он не производит, как бы мило Вам не улыбались. И в большинстве своем данные банковские услуги имеют чисто ростовщический характер, подкрепленный лукавым договором, изобретенным хитромудрыми юристами - в случае чего ничего не докажешь - Вуаля!
Занавес.
следует констатировать, что мелкий бесенок вырвался из сартира в направлении окончательного отшлепывания общества на предмет мнимой финансовой грамотности, которая наконец-то позволит заболтать общество, которое потом уже никогда не поймет кто был димон, шибон, гибон, стартап, гестап, и прочее отребье