Еще зимой в соцсетях стали распространяться призывы отказаться от использования цифрового рубля и подать соответствующее заявление в МФЦ. Авторы таких сообщений утверждают, что переход на цифровые рубли будет принудительным и приведет к ограничению расходов, но якобы, если вовремя подать заявление об отказе от цифрового рубля, ограничений удастся избежать.
У некоторых россиян это убеждение закрепилось и актуализировалось, когда в июле закон о массовом внедрении цифрового рубля в России с 2026 года подписал президент.
Разбираемся, нужно ли на самом деле писать заявление об отказе от цифрового рубля и что будет, если этого не делать.
Нужно ли писать отказ от цифрового рубля в МФЦ
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что необходимость оформления отказа от цифрового рубля через МФЦ — это «слухи и полная глупость».
Официальная позиция Банка России насчет использования цифрового рубля гражданами такова:
1. Россияне будут сами решать, пользоваться им цифровым рублем или нет — так же, как они выбирают между использованием наличных и безналичных денег.
2. Автоматического открытия цифровых кошельков не будет. Граждане могут решить открыть цифровой кошелек, а могут решить не открывать его. Это добровольный выбор.
Цифровым рублем полностью занимается Банк России. Он самостоятельно выпускает цифровые рубли, обеспечивает их обращение на специальной собственной цифровой платформе, которую также администрирует и поддерживает. Обычные коммерческие банки не участвуют в выпуске или обращении цифрового рубля и не обслуживают его платформу. Их функция сводится к техническому посредничеству: граждане смогут подать запрос на открытие цифрового кошелька и получить к нему доступ через интерфейсы своих банков, но сам кошелек открывается и ведется исключительно на платформе Центробанка.
Поскольку цифровой рубль полностью «завязан» на ЦБ, обращаться в госучреждения, включая МФЦ, для решения вопросов с цифровым рублем не нужно. МФЦ и подобные учреждения не связаны с открытием цифрового кошелька.
А поскольку, согласно заявлениям ЦБ, автоматического оформления цифрового кошелька не будет и граждане смогут открывать его добровольно, нет необходимости подавать заявление на отказ от использования цифрового рубля.
«Важно понимать: ни один государственный орган, включая МФЦ, не уполномочен и не задействован в процессе отказа или оформления цифрового кошелька. А призывы подать «отказ» — это либо результат недостаточной информированности, либо намеренная попытка манипуляции со стороны мошенников.
Сам факт неоткрытия цифрового кошелька уже является выражением отказа от его использования».
Вывод: подавать отказ от использования цифрового рубля ни в МФЦ, ни в какое-либо другое госучреждение не нужно. Более того, это не имеет смысла. Из утверждений ЦБ следует, что цифровой рубль создается как дополнение к существующим форматам денег, а не заменяет их. То есть россияне смогут использовать и наличные, и безналичные, и цифровые деньги по собственному желанию. Если человек не захочет использовать цифровой рубль, он может просто не заводить цифровой кошелек.
Использование цифрового рубля будет более заметно лишь с осени 2026 года, когда крупнейшие банки и компании дадут клиентам возможность совершать операции с цифровым рублем. И только с 2028 года операции с цифровым рублем будут возможны во всех банках и у большинства торговых компаний.
Следить за разъяснениями ЦБ по поводу цифрового рубля можно на этой странице.
Будьте внимательны! Мошенники могут использовать информацию о цифровом рубле в своих обманных схемах. Так, если вам предлагают инвестиционные программы с цифровым рублем, «меры защиты» от принудительного оформления цифрового кошелька и другие сомнительные услуги — не соглашайтесь на них.
Помните, что мошенники используют в своих схемах любое нововведение, в котором граждане еще недостаточно разобрались. К примеру, злоумышленники начали представляться сотрудниками нового российского мессенджера Max, чтобы заставить жертв выдать код подтверждения от «Госуслуг».
Еще по теме: