Вчера в Москве открылся XVII съезд Ассоциации российских банков (АРБ). Число 17 имеет особое значение в статистике российских съездов. Так повелось после 17 съезда ВКП(б), состоявшегося в 1934 году и получившего название «съезда победителей». Потом его переименовали в «съезд расстрелянных», так как большинство участников репрессировали. Магия чисел на этом не заканчивается. В 1934 году ВКП(б) была 17 лет у власти. Примерно столько же лет существует российская система коммерческих банков.
На своем съезде российские банкиры праздновали победу. «Сегодня банковская сфера — это одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики», — сделал комплимент банкирам вице-премьер правительства Александр Жуков. Но затем перешел к делу и сформулировал для российских банкиров и «историческую задачу». «Надо преобразовать психологию общества и научиться жить в кредит», — обратился он к залу. Правительство рассчитывает решить с помощью банкиров социально-политическую задачу — превратить российских граждан в потребителей.
Именно такая задача содержится в программе АРБ «Национальная банковская система России 2010—2020», обсуждавшейся на съезде. Как следует из текста, «программа призвана сделать российскую банковскую систему атрибутом государственности, единым организмом». АРБ призывает банкиров объединяться под лозунгом «банкизации» всей страны. «Банковской системой должна быть охвачена каждая отрасль, каждый регион, предприятие и гражданин» — это тоже из программы.
В тексте угадывался слегка провинциальный литературный стиль авторов из Ассоциации российских банков. Необходимый глобальный контекст программе придал вчера Александр Жуков. «Правительство РФ заинтересовано в развитии банковской системы не в виде заштатного филиала, а в виде «глобального центра притяжения» в мировой финансовой системе», — заявил заместитель председателя правительства.
Пока десятилетка полной «банкизации» еще не наступила, нынешним банкам и их клиентам приходится работать в совершенно реальной стране и жизни. «Недавно я ознакомился с кредитным договором одного банка, адресованного физическому лицу, и мне он показался очень-очень сложным для человека без специальной подготовки», — рассказывал вчера участникам съезда о своих впечатлениях Сергей Игнатьев. В прошлом году Центробанк совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) подготовил рекомендации по упрощению формулировок банковских договоров потребительского кредитования. «Думаю, эту работу необходимо продолжить», — заметил глава ЦБ. Это замечание означает, что прошлогодние рекомендации остались памятником литературы.
По словам Игнатьева, недостаточно серьезная оценка потребителем кредитных отношений с банком ведет не только к негативным последствиям для личного бюджета, но и повышает рискованность такого шага для банка. По данным банковской статистики, совокупный объем просроченной задолженности в банковской системе на 1 января 2006 года составил 1,9%. В прошлом году она была на уровне 1,4%.
Тревогу Сергея Игнатьева разделяют многие банкиры. А вот глава АРБ Гарегин Тосунян страхи по поводу невозвратов считает «преувеличенными». Как, впрочем, и президент — председатель правления Внешторгбанка Андрей Костин, который уверен, что крупные банки грамотно распределяют кредитные риски.
Председатель правления банка «Электроника» Владимир Романов напоминает, что основными источниками роста капитала российских банков являются исключительно средства населения, госбюджет и опять же госкорпорации. «Других капиталов у нас нет», — говорит он. Нетрудно заключить, кто будет заниматься «банкизацией» России в этой ситуации.
Елена ТИХОМИРОВА
Иллюстрация: Banki.ru