2015 год выдался для нашей страны очень непростым. Множество потрясений в политике и экономике привели к заметному росту интереса наших сограждан к финансовой сфере вообще и к банкам в частности. Вступая в 2016-й, Банки.ру вспоминает наиболее читаемые и обсуждаемые статьи прошлого года.
Случаи мошеннического снятия чужого вклада, увы, не редкость. Злоумышленники изготавливают фальшивый паспорт или доверенность, входят в сговор с сотрудниками или даже сами устраиваются в банк. И вкладчик, обратившись в банк за своими деньгами, обнаруживает, что он якобы досрочно закрыл вклад, причем давно, и собственноручно снял все деньги через кассу. При этом банкиры в качестве доказательства своей версии произошедшего демонстрируют копии чеков с явно чужими подписями.
В таких случаях юристы рекомендуют обращаться и в банк, и в полицию, и еще гражданский иск подать, на взыскание суммы вклада, процентов и сопутствующих убытков. Бывает, банк возвращает деньги, взяв ответственность на себя. Бывает, помогает суд, иногда даже полиция находит преступников. Увы, 100-процентной гарантии возврата ваших денег не даст никто.
Сильнее всего из клиентов банков – физических лиц от девальвации рубля пострадали валютные ипотечные заемщики. В этой статье рассказывается история Светланы Халевиной, взявшей в 2007 году в Банке Москвы ипотеку в швейцарских франках на квартиру в подмосковном городе Реутове.
В 2009 году заемщица впала в просрочку, и банк предоставил ей кредитные каникулы. Это не помогло, хотя заемщица пустила на выплату взносов материнский капитал, полученный за рождение второго ребенка. В 2011 году банк требует досрочно погасить кредит, в 2013-м обращается в суд, и в 2015 году суд выносит решение в пользу истца. Суд постановил продать квартиру, приобретенную за 3,850 млн рублей, в счет погашения задолженности размером в 8,793 млн рублей. Увы, законодательный запрет взыскивать с заемщика единственное пригодное для постоянного проживания помещение не распространяется на жилье, купленное по ипотеке.
Доля автовладельцев, не покупающих полис ОСАГО или покупающих фальшивки, варьируется, по разным оценками, от 2,5% до 37%. И доля эта растет: по итогам первых трех кварталов 2015 года полисов ОСАГО было продано на 8% меньше, чем за аналогичный период 2014-го, несмотря на то, что число машин в стране растет (хотя темпы этого роста и снижаются). Как отмечают эксперты, эти данные позволяют прогнозировать крах системы ОСАГО.
Где выход из этой ситуации – достоверно неизвестно. Кто-то из опрошенных экспертов уповает на камеры, автоматически штрафующие за езду без ОСАГО, кто-то предлагает агитировать граждан за приобретение полисов, кто-то предлагает установить «справедливые» тарифы. Самая, пожалуй, необычная точка зрения на кризис ОСАГО заключается в том, чтобы выгнать с рынка автоюристов, за счет чего прибыльность страховых компаний повысится и они смогут «использовать тарифный коридор».
Как защитить «серийных» вкладчиков… от них самих
Вкладчики, сознательно раскидывающие свои деньги по ненадежным банкам, «пылесосящим» рынок с помощью высоких процентных ставок, не зарабатывают, а теряют часть своих денег. Эту мысль попытался донести до читателей портала исполнительный директор и главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.
Матовников основывался на реестре из 27 банков, компенсации вкладчикам которых выплачивал Сбербанк по состоянию на июнь 2015 года. И по этим данным выходит, что в среднем «серийные» вкладчики потеряли по 4% на каждый страховой случай, в основном за счет превышений лимита возмещения. И даже в тех случаях, когда аккуратные вкладчики превышений не допускали, из-за задержек с выплатой возмещения отмечены заметные потери на процентах по вкладам – по 4 процентных пункта в среднем. Особую актуальность и остроту статье придало то обстоятельство, что она совпала по времени с вызвавшей большой резонанс идеей главы Сбербанка внести изменения в систему страхования вкладов именно из-за «серийных» вкладчиков.
Безусловно, многие читатели портала Банки.ру пользуются банковскими картами, и порой им приходится вводить ПИН-код, иногда кассир предлагает им расписаться на чеке, а изредка можно обойтись и без того и без другого. За этими процедурами стоят весьма сложные и не всегда эффективные механизмы, которыми платежные системы «обросли» за десятилетия работы.
В этой статье портал Банки.ру разбирался, как работает валидация держателя карты при оплате, в чем преимущества и недостатки разных методов валидации и даже в том, как держатель может совершить платеж по подписи, если забыл ПИН-код своей карты.
Обычная дебетовая карта для банка – не слишком прибыльный, но все же очень полезный продукт, позволяющий привлечь и заинтересовать клиента, который в будущем может взять кредит или разместить депозит. Поэтому получить дебетовую карту – очень простая и быстрая процедура, некоторые банки даже привезут вам и все нужные документы на подпись, и саму карту, причем бесплатно.
А вот правильно расстаться с картой в ряде случаев уже не так просто. Просто заблокировать и выбросить ставшую ненужной карту может быть недостаточно – не исключено, что через несколько лет придется оплатить накопившийся долг за обслуживание счета. Сначала узнайте в своем банке, в чем состоит правильная процедура закрытия карты и как получить документ, удостоверяющий то, что вы полностью прекратили отношения с банком.
В здоровом Tele: чего ждать от нового сотового оператора?
Не каждый год (да и не каждое десятилетие) на столичный телекоммуникационный рынок выходит новый оператор сотовой связи. И вот свершилось. С октября 2015 года «большая тройка» превратилась в «большую четверку»: в Москву пришел Tele2.
Однако войти еще не значит остаться. Tele2 совершил настоящий подвиг, умудрившись, по собственному заявлению, обеспечить 90-процентное покрытие Москвы своей сетью, тщательно разработал практически демпинговую тарифную сетку, а также потратил немало денег на шумную рекламную кампанию. Поможет ли это новому московскому оператору превратиться в «старого доброго» московского оператора – покажет время.
Многие наши читатели, проводя минуты и часы в попытках дозвониться в Сбербанк, теряются в догадках, не спят ли там сотрудники кол-центра. Нашему обозревателю Анне Дубровской удалось узнать, что, да, действительно спят: весной 2015 года «Сбер» закупил несколько капсул сна для своего омского кол-центра.
По утверждению «Сбера», опыт мировых компаний показывает, что 20-минутный дневной сон повышает эффективность труда на 30%, а создание комфортных условий для работы неизбежно отражается и на степени удовлетворенности клиентов. Впрочем, на рынке это было воспринято скептически, большинство опрошенных банкиров выразили сомнение в востребованности и эффективности таких капсул. Завидуют, наверное.
Достаточно ли у России золотовалютных резервов
За 2014–2015 годы международные резервы ЦБ РФ значительно снизились, что может вызывать опасения – хватит ли их для поддержания стабильности финансовой системы? Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ провела исследование и выяснила, что с резервами не все у нас так плохо, как может показаться обывателю.
В своей статье на Банки.ру, предназначенной для широкого круга читателей, сотрудники РАНХиГС Павел Трунин и Елена Леонтьева подробно рассказали, что такое золотовалютные резервы, зачем они нужны стране с плавающим валютным курсом и почему нам их пока хватает.
Валютный тотализатор
Статьи о курсе рубля вызывают неизменный интерес у посетителей Банки.ру. Это ожидаемо, ведь от курса национальной валюты напрямую зависит благосостояние россиян. В свою очередь, эксперты не стесняются давать объяснения нынешнему курсу и прогнозы о курсе будущем – причем и прогнозы, и объяснения у всех разные. Тем интереснее читать это по прошествии времени, тем более что статьи об этом в 2015 году на нашем портале выходили регулярно: в январе, в апреле, в июне, в августе даже дважды, в сентябре, в ноябре мы попытались подвести итоги первого года плавающего курса рубля. Из устаревших прогнозов пользу не извлечь, зато можно посмеяться над экспертами, попавшими пальцем в небо, и на будущее запомнить фамилии тех, кто оказался близок к истине.
Михаил ДЬЯКОВ, Banki.ru
Комментарии
Не соглашусь со словом "увы". Если бы был такой запрет, то для фильтрации мошенников банкам приходилось бы требовать иной залог, соизмеримый по цене с остатком долга, например, другую квартиру. В таком случае ни о какой массовой ипотеке речи не может быть, потому как у многих таких залогов просто нет, а банкам риск не нужен.