• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Обзор прессы

СНГ: розничный сегмент рынка банковских услуг — наиболее перспективный

Мониторинг банковской прессы
Дата публикации: 26.11.2007 09:33
4 384
Время прочтения: 7 минут
Источник
Коммерсант
​

Последовательное развитие рынков банковских услуг в странах СНГ сопряжено с усилением внутренней конкуренции и проникновением на внутренние рынки банков с иностранным капиталом. В такой ситуации банки вынуждены искать новые рыночные ниши. Общая логика развития банковских систем СНГ определяет розничный сегмент рынка банковских услуг как наиболее перспективный.

Информационный обмен

Банковский ритейл, в отличие от кредитования корпоративного сектора, меньше подвержен риску «одного клиента» и на стадии развития способен обеспечить банкам получение сверхприбылей, как, впрочем, любое новое направление бизнеса. Кроме того, для банков выход на рынок розничных услуг означает диверсификацию общей структуры операций, а значит, и снижение совокупных рисков банковского бизнеса даже при условии сохранения общих показателей рентабельности.

Осознание большинством банков постсоветского пространства неизбежности развития ритейлового бизнеса заставляет их искать общие подходы в решении сопряженных проблем на основе обмена нарождающимся опытом. Именно об этом свидетельствует лавина банковских конференций, прокатившаяся за последние несколько месяцев по большинству стран СНГ, под общей тематикой банковского ритейла.

В конце лета в грузинском Батуми прошла конференция «Развитие розничного бизнеса в регионе»; затем состоялся V российский ежегодный форум «Розничные банковские услуги России»; в Минске провели конференцию «Решения отечественных производителей для рынка розничных банковских услуг»; в Ташкенте при содействии Ассоциации банков, Центрального банка, Банковско-финансовой академии Узбекистана и при поддержке Ассоциации региональных банков России и Международного координационного совета банковских ассоциаций стран СНГ, Центральной и Восточной Европы (Международного банковского совета) была проведена международная научно-практическая конференция «Развитие розничного банковского бизнеса».

Среди наиболее злободневных проблем, обсуждавшихся на проходивших встречах банковского сообщества СНГ, были проблемы управления рисками, внедрение адекватных норм банковского регулирования и надзора, коррективы общебанковского законодательства, перспективы конкретных банковских продуктов, а также особенности и тактика их продвижения в регионах.

Такой бурный процесс обмена опытом отражает интерес банкиров к данному сегменту рынка банковских услуг и гарантирует за счет эффекта синергии быстрый рост так необходимого опыта, а значит, и взрывной рост объемов операций, которого следует ожидать уже в 2008 году в большинстве стран СНГ.

Разумеется, рост опыта и знаний в области банковской розницы достигается не только за счет взаимного обмена, но и посредством адаптации и приведения к существующим отечественным реалиям опыта банковского ритейла развитых стран мира, чему дополнительно способствует появление на национальных рынках иностранных банков. На это также нужно время, что пока является сдерживающим фактором, но скоро опыт и квалификация перестанут быть главным конкурентным преимуществом, уступив по значимости таким факторам, как доля рынка, стоимость фондирования и уровень кредитных рейтингов.

Спрос рождает предложение

То есть рост интереса банков СНГ к розничному бизнесу неизбежен. Впрочем, это не означает, что развитие данного направления бизнеса для банков легко и безоблачно, напротив, освоение розничного бизнеса как нового и неизведанного направления сопряжено с рядом проблем.

Выходя на новые рынки банковских услуг, банки сталкиваются с проблемой отсутствия достаточного опыта, что выражается и в рыхлой маркетинговой политике, и в недостаточно проработанной продуктовой линейке.

Зачастую кредитные продукты банков конкурируют не столько с продуктами других кредитных организаций, сколько с аналогичными кредитными продуктами того же банка, что вносит дополнительную сумятицу в головы потенциальных клиентов.

С другой стороны, стремительно меняющиеся социально-экономические условия стран СНГ существенно влияют на профиль спроса на банковские продукты со стороны населения, что не всегда находит адекватную реакцию со стороны коммерческих банков в виде коррекции условий и форм кредитования.

Исторически так сложилось, что для подавляющего большинства банков СНГ работа с населением не являлась приоритетным направлением деятельности. Это объяснялось целым рядом факторов.

Во-первых, банковский ритейл требует довольно больших затрат, особенно на фоне поддержания сопоставимого по объемам корпоративного бизнеса, поэтому на этапе становления коммерческие банки в первую очередь занимались работой с предприятиями.

Во-вторых, многие банки в силу недостаточно высоких кредитных рейтингов, что во многом объяснялось размером их баланса, фактически не могли обеспечить себе достаточный объем рыночной клиентуры, работая преимущественно с предприятиями, аффилированными с собственными акционерами.

В-третьих, низкие доходы населения не способствовали созданию достаточного спроса на банковские продукты, параллельно генерируя чрезмерные риски розничного кредитования, что делало ритейл малопривлекательным для банков.

В последние годы ситуация стала меняться. Банки достаточно окрепли для того, чтобы начать получать кредитные рейтинги международных рейтинговых агентств; параллельно стали возникать институты страхования вкладов, что существенно повысило уровень доверия населения к коммерческим банкам.

С другой стороны, коммерческие банки фактически полностью исчерпали потенциал роста за счет развития операций с корпоративной клиентурой, которая оказалась уже полностью поделенной между существующими банками.

Более того, наметилась тенденция по переходу наиболее крупных национальных компаний на обслуживание в иностранные банки, что особенно стало выпукло именно в текущем 2007 году.

Поэтому для обеспечения собственного потенциала развития банки в странах СНГ были вынуждены начать работать с физическими лицами. Благо к этому времени рост благосостояния граждан смог достичь такого уровня, что сделал развитие банковской розницы действительно выгодным.

Завышенные риски

Одним из наиболее значимых, в том числе и в социальном плане, розничных банковских продуктов являются ипотечные кредиты.

После обретения независимости страны СНГ пошли разными путями, что привело к различным показателям экономического развития. Вместе с тем проблема обеспечения жильем населения продолжает оставаться актуальной для всех стран СНГ. Причем решение данной проблемы может быть достигнуто за счет развития ипотечного кредитования и повышения доступности данного банковского продукта.

В тех странах СНГ (Россия, Казахстан), где ипотечное кредитование достигло наиболее больших объемов, результат был достигнут за счет соответствующих государственных программ поддержки, связанных с рефинансированием ипотечных кредитов.

Вместе с тем даже в таких продвинутых странах дальнейший рост объемов кредитования сопряжен с определенными трудностями, что ведет к замедлению темпов роста ипотечного кредитования. Вопреки росту объема ипотечных кредитов наблюдается динамика снижения процентных ставок по ним, хотя срок кредитования продолжает увеличиваться.

Основной проблемой, сдерживающей развитие ипотечного кредитования, например, в Казахстане, является то, что часть спроса на ипотеку с минимальными рисками уже была удовлетворена, а новые заемщики несут для банков завышенные риски.

В частности, это выражается в том, что все чаще за кредитами обращаются граждане с неподтвержденными доходами. Одновременно происходит рост цен на жилье, связанный с ростом цен на стройматериалы, что делает ипотеку менее доступной. Фактором, сдерживающим развитие ипотеки, является также недостаточная развитость индустрии стройматериалов.

Вследствие действия данных факторов степень развитости ипотечного рынка в Казахстане, России, на Украине и в других странах СНГ пока еще отстает от среднемирового уровня. Так, например, объем выданных ипотечных займов к ВПП Казахстана составляет примерно 10%, тогда как в развитых странах такой показатель доходит до 40—60%.

Внутренние угрозы

Наблюдаемые в последние годы в банковских системах СНГ темпы роста розничных операций поистине впечатляют. Так, если в качестве простейшего индикатора розничного бизнеса взять суммарные остатки средств физических лиц на счетах до востребования, мы увидим в 2006 году полуторный рост.

Объем портфелей розничных кредитов в некоторых странах СНГ (Россия, Казахстан, Украина) ежегодно удваивается. По мере развития розничного рынка обостряется конкуренция среди банков, что в итоге ведет к тому, что конкуренция из ценовой плоскости все больше смещается в область качества и удобства пользования продуктами. Более успешными становятся те банки, которые располагают наиболее обширной сетью точек продаж, а также предлагающие клиентам удобные интернет-сервисы управления счетами.

Все больше внимания банки уделяют стратегии продвижения банковских продуктов, стремясь выделиться особым образом на общем фоне банковской системы, что зачастую подкрепляется особой репутацией и брэндом банка.

В то же время в большинстве стран СНГ развитие банковской розницы находится только на начальном этапе, что означает фактическое отсутствие горизонтов развития. В действительности в настоящее время большинство населения если и пользуется банковскими продуктами, то среди них львиную долю (90%) составляют простейшие продукты — коммунальные платежи и денежные переводы, в то время как депозитами и тем более кредитами и банковскими картами пользуются не более 10—20% граждан.

Таким образом, парадокс ситуации в банковском сообществе СНГ состоит в том, что при объективной необходимости роста существуют серьезные факторы, этому препятствующие. И особенность практически всех банковских систем стран СНГ такова, что с новыми угрозами банкам не справиться без помощи государства.

А на фоне роста дефолтов в области потребительского кредитования особое внимание банкам следует уделить вопросам обмена опытом и знаниями о своих клиентах, в том числе посредством института бюро кредитных историй.

Действуя сообща, банки получат все шансы переломить негативные внутренние и внешние тенденции и обеспечить высокие темпы развития рынка розничных банковских услуг. В противном случае потребительская задолженность может достичь неприемлемых уровней, что повредит стабильности финансовой системы и общему экономическому развитию стран СНГ.

Алексей БУЗДАЛИН, главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА», к. э. н.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Как скачать и установить приложение Google Play Market на Android бесплатно: инструкция по установке на телефон
Как скачать и установить приложение Google Play Market на Android бесплатно: инструкция по установке на телефон
19.05.2025
4404
Как платить зарплату сотрудникам — полный порядок выплат по ТК РФ
Как платить зарплату сотрудникам — полный порядок выплат по ТК РФ
18.05.2025
4311
Как оформить самозанятость — пошаговая инструкция и советы
Как оформить самозанятость — пошаговая инструкция и советы
17.05.2025
7970
Готовы ли вы к дачным испытаниям в 2025 году: тест
Готовы ли вы к дачным испытаниям в 2025 году: тест
16.05.2025
2678
С 2025 года россиянам запретили продавать участки земли без межевания: что делать в такой ситуации
С 2025 года россиянам запретили продавать участки земли без межевания: что делать в такой ситуации
16.05.2025
8058
Страховая после смерти застрахованного отказала семье в выплате: что делать и как получить деньги
Страховая после смерти застрахованного отказала семье в выплате: что делать и как получить деньги
16.05.2025
4660
«Выплатили лишь гарантийную сумму»: что делать, если инвестиционная часть ИСЖ обнулилась
«Выплатили лишь гарантийную сумму»: что делать, если инвестиционная часть ИСЖ обнулилась
15.05.2025
5992
Как создать ООО
Как создать ООО
15.05.2025
2271
Как зарегистрировать ИП
Как зарегистрировать ИП
14.05.2025
2696
«Сосед поставил забор на моем участке»: как правильно проводить межевание в 2025 году
«Сосед поставил забор на моем участке»: как правильно проводить межевание в 2025 году
12.05.2025
45864

Материалы по теме

В каких регионах выросла сумма потребительского кредита
Стоп-процент
Ключ к дому
Депутаты изменили условия «ипотечных каникул»

Главная Новости Обзор прессы СНГ: розничный сегмент рынка банковских услуг — наиболее перспективный
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+