Как обложка паспорта препятствует оказанию услуг в Альфа-банке, и о каких требованиях закона банк предпочитает умалчивать

21.03.2014 22:27
5867
25
Оценка
3
Отзыв проверен
Вообще мне нравится Альфа-банк. Дороговат в обслуживании, но много где по России представлен. Но сегодня я был неприятно удивлён. Зашёл я в Альфа-банк (м. Тульская) распечатать одну бумажку. Подхожу к менеджеру, рассказываю, что будем распечатывать, а он говорит мне: - Снимите обложку с паспорта. Я спрашиваю: - Зачем? – Для вашей безопасности. Я: - ?? Правда? – Ну, там могут оказаться какие-нибудь ценности. Приехали... Я спрашиваю: откуда такое требование, и чьё это требование, ваше или оно, может, где-то в законе есть? Он говорит, да, есть, ЦБ установил. Прибегает соседняя сотрудница, тоже говорит, снимайте обложку. Требование Федерального закона. Статья 115 пункт 7. Отлично, думаю, зашёл бумажку распечатать... Уже под статью меня подвели. Но вообще банковская идентификация - моя тема, изучал много, поэтому упираюсь. Обложка у меня красивая, снимать да надевать её не хочется и, самое главное, я не понимаю зачем. Я пришёл не миллионы переводить и не новый счёт открывать, а распечатку сделать. Прошу принести конкретную формулировку закона про обложку, а менеджер меж тем просит меня прокатить карту через терминал для идентификации. Я спрашиваю – а ведь банк считает, что это именно я, когда я карту с пин-кодом использую, и даже деньги выдаёт мне. К чему этот цирк про обложку? Мне в два голоса отвечают – требования Центробанка. И начинают напирать, что наверное я мошенник, что обложку не снимаю. Я говорю – вы можете считать меня мошенником на те 10%, которые под обложкой паспорта. А всё, что в ваших руках – настоящее, поэтому для вас я как минимум на 90% настоящий, заверьте мне, наконец, распечатку. Атмосфера обмена мнениями о полномочиях ЦБ РФ в вопросе обложки на паспорт накаляется, потому что я знаю, что (внимание!) банки идентифицируют клиента до приёма на обслуживание и до открытия счёта. А у меня счёт уже давно открыт. И ещё я знаю, что банки время от времени вправе обновлять сведения о клиенте, но это происходит не при каждом обращении клиента, а по программе идентификации, установленной банком, в зависимости от группы риска, присвоенной клиенту. В общем, много я чего знаю по этой теме и чуть ли не наизусть. Принесли распечатку законов, а параллельно пришла старший менеджер. В три голоса меня начали «обслуживать» и утверждать, что я обязан снять обложку. Аргументы такие: законы поменялись, банк обязан проводить идентификацию при каждом обращении, а паспорт должен быть настоящим. Мои ответы, которые я чуть более подробно напишу ниже, не принимаются. Спустя 15 минут я не выдерживаю идиотизма ситуации и грожу карами обращения в Центробанк и закрытия всех счетов в альфа-банке. А добивает меня клиент, который в соседнем окошке узнаёт о его «обязанности снять обложку» - у него в прозрачную обложку была (и давно) одета каждая страница паспорта. Ну вы представляете, что он сказал, да? Через пять минут его возвышенно-возмущённых речей ему тоже понесли распечатку законов и стали рассказывать, что это а) требования ЦБ, б) новые требования закона, в) с обложкой паспорта он - это не он. Когда они поняли, что я сейчас на свою сторону и его склоню, быстро всё мне распечатали и заверили. Не снимая обложку. Так вот, а теперь законодательные правила, на которые Альфа-банк вроде бы сослался, но о части их предпочёл умолчать: 1. Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Ст. 7: Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приёма на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, установив следующие сведения в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). 2. Инструкция для кредитных организаций, содержащаяся в Положении ЦБ РФ № 262-П от 19.08.2004г. «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», даже не указывает на обязательность предъявления паспорта. Там сказано (п. 2.1.): В целях идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя кредитной организацией осуществляется сбор сведений и документов, предусмотренных приложениями 1 - 3 к настоящему Положению. Физлицам посвящается приложение 1, и там только установление сведений, а не документов (ФИО, дата рождения и т.д.). 3. Банк в своей памятке ссылается, в том числе, на «Описание бланка гражданина РФ», которое от 1997 г. Это, на мой взгляд, совсем не означает, что «законы сейчас изменились и поэтому надо снимать обложку». 4. В памятке Альфа-банка чёрным по белому написано: «банком (!) предусмотрена проверка паспорта на действительность». А менеджеры с пеной у рта говорят, что это не внутреннее требование банка, а требование закона. Ну-ну, а как насчёт учить свои же памятки? Поэтому знайте, что банк обязан идентифицировать вас только до открытия счёта (совершения операции без открытия счета), и рассказывайте об этом в Альфа-банке. Прочие действия не служат основанием для банковской идентификации, в силу чего ссылаться на нормы об идентификации банк просто не вправе. При открытии счёта я бы и не против был снять обложку, ибо безопасность и всё такое прочее. Но я пришёл не за постановкой на обслуживание, а за распечаткой на полстраницы, поэтому рассказывать мне о требованиях закона по идентификации, наверное не стоило.
Альфа-Банк
Альфа-Банк
2014-03-25T10:17:00+04:00
Уважаемый Клиент, благодарим Вас за оставленный отзыв. Разрешите нам предоставить комментарии. ОАО "Альфа-Банк" в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации. Обязанность осуществлять идентификацию клиентов установлена в статье 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) и Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.08.2004 №262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение №262-П). Пунктом 2.2 Положения №262-П определено, что все документы, позволяющие идентифицировать Клиента, а также установить и идентифицировать выгодоприобретателя, должны быть действительными на дату их предъявления. В соответствии с п.1.4. Положения №262-П в кредитной организации должна быть разработана и утверждена программа идентификации Клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей (далее - Программа идентификации). Программа идентификации должна включать порядок идентификации Клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей, в том числе порядок оценки степени (уровня) риска совершения Клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - риск) и основания оценки такого риска. Программа идентификации также может содержать иные положения, включаемые по усмотрению кредитной организации. Пунктом 5.4. ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ установлено, что при проведении идентификации Клиента, представителя Клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления Клиентом, представителем Клиента и получать от Клиента, представителя Клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). "Описанием бланка паспорта гражданина РФ", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (далее – Описание), установлен единый образец бланка паспорта гражданина РФ, и соответствующие требования к форме, размерам, содержанию, качеству материалов обложки, листов бумаги, ламинату, сшиву, способам печати отдельных реквизитов, защитным элементам, видимым на просвет и в ультрафиолетовом излучении. На основании вышеизложенного, а также в целях обеспечения сохранности имущества Клиентов, Банком предусмотрена проверка паспорта на действительность и подлинность в объеме, указанном в Описании. Таким образом, требования о передаче работнику Банка паспорта без обложки и файлов, защищаемых его от износа, а также процедуры проверки, в том числе с использованием технических средств, соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. С уважением, ОАО «Альфа-Банк».

О банке

Народный рейтинг

3 место
4,43
средняя оценка
6%
решено проблем
61 490
отзыва
53 946
ответа

Предложения компании

  • Вклады
  • Кредиты
  • Дебетовые карты
  • Кредитные карты

Отзывы о продуктах Альфа-Банка

Кэшбэк

Оценка 5

19 апреля 2025 года воспользовался повышенным кэшбэком от партнера альфа банка при оплате дебетовой картой в магазине zolla. Через некоторое время решил проверить начисление... Читать полностью

29.04.2025

Помогли открыть счет в долларах

Оценка 5

27 апреля 2025 я решил открыть счёт в USD, так как хранить сбережения в долларах я считаю наиболее стабильным вариантом.  Для создания счета я обратился в онлайн чат поддержки в... Читать полностью

28.04.2025

Вернули деньги за подписку

Оценка 5

Обратился в Альфа-банк с проблемой, оформил подписку случайно написал в чат в приложении о проблеме заполнил заявку и отключил подписку, вернули деньги за подписку которую оформил... Читать полностью

22.04.2025

Как у меня впервые списали деньги за уведомления

Оценка 4

В полночь 22 апреля зашла в приложение внести платёж по кредитной карте и обнаружила списание комиссии по услуге "альфа-чек". Ранее с этой комиссией я не сталкивалась и была весьма... Читать полностью

21.04.2025

Вернули комиссию

Оценка 4

21 апреля увидела , что было списание по карте на сумму 99 рублей , за альфа чек о котором не знала , написала в он лайн чат .. Быстро решили проблему и вернули средства на счет в... Читать полностью

21.04.2025

Сняли комиссию, хотя отключала ее

Оценка 4

25 марта у меня списали комиссию за услугу "альфа чек", хотя я помню, что отключала ее. После этого я сразу написала в поддержку банка, мне ответили сразу и помогли составить... Читать полностью

21.04.2025

Поддержка на высшем уровне

Оценка 4

Заказала я платёжный стикер в Альфа банке, сотрудник приехал в назначенную дату, выдал и уехал, спустя пару дней произошло списание денег за услугу страхования. Вот интересно же... Читать полностью

21.04.2025