Если вам пришла по почте совершенно бесплатно, без требований подтверждения дохода, кредитная карта какого-нибудь банка, не удивляйтесь, откуда добрые банкиры о вас все знают. И где вы живете, и как правильно пишется ваше имя, и много других тонкостей. Вполне возможно, что всю эту информацию сообщили банку ваши дети. Или это были вы сами, отвечая на невинные вопросы ваших детей. Детям обещают за это призы и подарки.
Обратная сторона купона
Школа на Новом Арбате накануне светлого праздника Пасхи. Учащимся младших классов раздают яркие купоны. На купоне цыплята зовут детей детишек на праздник и обещают подарки. Но с одним условием. Условие изложено на обороте приглашения. И никаких цыплят там уже нет. Зато там есть просьба сообщить информацию о родителях — контактные телефоны (рабочий и мобильный), адрес электронной почты. Не просят информацию о доходах. Но, учитывая географию распространения листовок, этот уровень можно легко установить — на окраинах листовки замечены не были. Есть и еще одна «пасхальная» деталь. Специальная подпись на обратной стороне купона говорит о том, что приглашение действительно только со всеми заполненными полями. Иначе никакого праздника не будет. Славное напоминание для детей из неполных семей.
Маркетинг для младшего возраста
Автор и исполнитель праздника и купона — Ситибанк. Банк, известный своими агрессивными маркетинговыми стратегиями. Но такой изощренной стратегии «имени Павлика Морозова» было трудно ожидать от известного международного финансового института. Между тем подобные креативные методы — обычная практика в арсенале Ситибанка.
«У нас действительно регулярно проводятся праздничные акции для родителей и детей в районах наших отделений. В основном для детей, — рассказывает «Газете» вице-президент Ситибанка, директор по развитию бизнеса и управлению банковскими продуктами Наталья Николаева. — Пасхальная акция проходила с 21 по 23 апреля. Детей развлекали, им предлагали раскрасить яйца. Естественно, это не первая подобная акция. В начале апреля, например, мы устраивали День Веселья. Дети приглашались с родителями. Самостоятельно дети не должны были ничего заполнять, да и родители могли это делать лишь по собственному желанию».
«Это так называемый микромаркетинговый момент, который обеспечивает дополнительное привлечение клиентов», — просвещает нас «заслуженный» специалист Ситибанка. Обычные работники отзываются о своих достижениях просто с гордостью. И даже спрашивают, понравился ли праздник.
Вне закона
«Закон о рекламе эту ситуацию никак не регламентирует», — рассказывает «Газете» генеральный директор российской Ассоциации рекламодателей Вадим Желнин. Это означает, по мнению рекламиста, законность сбора такой информации. Но обращение к детям, по его мнению, безусловно некорректно.
«Формально к этому купону придраться очень сложно, — сказала «Газете» начальник рекламно-информационного управления банка «Московский капитал» Екатерина Крестина. — По закону о рекламе использовать детей в рекламе нельзя. Но в этом случае маркетологи и специалисты по рекламе поступили довольно хитро: несовершеннолетние действуют только через законных представителей. Ведь заполнить анкету с персональными данными предлагается непосредственно родителям. Более того — в анкете предусмотрена даже подпись родителя. Все чисто!!!».
По просьбе «Газеты» полную экспертизу купона провела заместитель начальника отдела Федеральной антимонопольной службы по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства Татьяна Никитина. «Здесь образ детей как таковой в рекламных целях не используется, — рассказывает она о хитростях рекламистов, — а значит, закон не нарушен. В купоне указано, что заполняется он родителями и с их согласия, причем письменного. Кроме того, там, где речь идет о персональных данных, мелким шрифтом написано, что заполняется купон именно родителями». «С человеческой точки зрения, некорректно использовать такой прием», — признает Татьяна Никитина. Признание ФАС, очевидно, означает полное отсутствие каких-либо судебных перспектив по этому делу.
«Случай с Ситибанком нарушает этические нормы, — сказал «Газете» Владимир Моторжин из Российской ассоциации маркетинга. — Во всем мире ассоциации маркетинга договариваются и публикуют нормы этики о применении животных и участии детей в рекламе и маркетинге». По его мнению, нарушение норм этики специалистами Ситибанка очевидно.
А старший вице-президент VISA CEMEA, генеральный директор по России и СНГ компании VISA International Лу Наумовский считает это нормой жизни в потребительском обществе. «Человек должен быть готов к тому, что его будут атаковать компании с предложениями своих услуг. Или пусть живет в безлюдных местах, где не распространяются глобальные продукты», — посоветовал Наумовский корреспонденту «Газеты».
С ним, впрочем, трудно согласиться. По крайней мере хочется надеяться на то, что, принимая закон о защите персональных данных, депутаты примут во внимание другую точку зрения. Дети должны быть ограждены от подобных поползновений коммерческих структур.
Лена ТИХОМИРОВА