Россияне жалуются на навязывание дополнительных услуг при оформлении ипотеки. На жалобы, опубликованные в «Народном рейтинге» Банки.ру, обратили внимание «Известия».
Речь идет не только о покупке ипотечной страховки жилья, обязательной по закону, но и, например, о подписке на онлайн-кинотеатр, защите карты или полисе от потери работы.
Так, при оформлении ипотеки в Сбере клиентам предлагают оформить подписку «Домклик Плюс». В подписку входит онлайн-кинотеатр и музыкальный сервис. Без подписки ставка автоматически возрастает на 1 процентный пункт.
По словам пользователей Банки.ру, стоимость дополнительных услуг может достигать 30–50 тысяч рублей, а оплачивать страховки необходимо каждый год.
Клиентка Банка ДОМ.РФ пожаловалась на пакет допуслуг стоимостью 22 тысячи рублей. В него вошла страховка от потери работы, полис для семьи и защита карты.
В Альфа-Банке отказались принять полис страхования жизни и здоровья от сторонней компании, банк предложил на выбор свои аккредитованные организации, сообщал заемщик банка.
ВТБ уведомил клиента о необходимости застраховать жизнь и имущество за три дня до сделки, и клиенту пришлось оформить договор в дочерней организации банка.
Оформление страхования жизни не является обязательным условием получения ипотеки, ставить такие требования банкам запрещено, напомнили в ЦБ. В банках же объяснили, что позволяют заемщику выбирать: получить скидку по ставке или оформить полис. Приобрести допуслуги оказывается выгоднее, чем платить по ипотеке даже на 1 п. п. больше, поэтому заемщики выбирают страховки.
При этом приобрести полис клиент может в любой компании, если условия страхования соответствуют требованиям банка, подчеркнули в ЦБ. Кредитная организация должна снизить ставку так же, как если бы клиент купил страховку у самого банка. При отказе заемщик может обратиться с жалобой в Банк России.
С навязыванием дополнительных услуг можно бороться через оформление письменного отказа от некорректно рассчитанной ипотеки, рассказал директор рынков России и СНГ fam Properties Валерий Тумин. С этим документом потом можно направить жалобу в Банк России, ФАС или Роспотребнадзор. Это позволит привлечь внимание регуляторов к проблеме, но не гарантирует снижения ставки после разбирательств, заключил он.