Кто из нас не пользовался услугами Сбербанка? Вряд ли найдется хоть один такой взрослый человек в нашей стране. Тем более, если речь идет о старшем поколении, никогда не знавшем иного банка, кроме Сберегательного. Все платежи, переводы, накопления…
Последние три года я имел дебетовую карту, которую СБ выдал мне специально для зачисления на нее пенсии. О размерах ее говорить как-то даже неудобно. Думаю, каждый на моем месте, отработав на благо нашего государства более 40 лет, вправе рассчитывать на достойную пенсию, ну, или позволяющую хотя бы покрывать минимальные затраты на жилье и пропитание… Увы.. Но это разговор отдельный..
В феврале текущего года действие моей карты заканчивалось, и я получил из банка несколько СМС-уведомлений о том, что ей на смену уже выпущена и ждет меня новая карта - «Мир». И вот в последний день февраля я приехал за своей новой картой в отделение СБ 7811/0822 на ул. Летчика Бабушкина.
Но здесь меня ждал неприятный сюрприз. Сотрудники отделения заявили мне, что в выдаче карты и вообще в каком-либо обслуживании банк мне отказывает! Навсегда! Без объяснения причин! Имеет банк на это право: отказать в обслуживании и даже не потрудиться объяснить, на каком основании! И плевать, что клиенту уже за 60… Что клиент получает на свой счет в СБ пенсию… Что у клиента есть положительная кредитная история в
СБ.. И не только в СБ, но и еще, как минимум, в 3-х банках, в том числе с госучастием...
Нет, меня не выставили за дверь.. Спасибо и на этом! Мне предложили попытаться выяснить причину отказа в «Московском областном» банке СБ, в котором я, кстати, никогда не обслуживался, но от которого, якобы, и исходит инициатива отказать мне в обслуживании во всех отделениях СБ, повсеместно...
И вот, морозным днем 28 февраля я помчался на ул. Большая Андроньевская, д. 8, где располагается, как уже позже выяснилось, Московский офис Операционного Управления Среднерусского банка СБ РФ. Именно здесь клиенты банка, в том числе, такие же горемыки, как и я, могут задать вопрос (но отнюдь не получить ответ!) о причинах отказа в обслуживании или иных проблемах. Талончик на обслуживание так и называется: «Решить проблему»! Что скажешь - сервис!
Сотрудники банка, молодой человек с импозантной бородкой (фамилию не запомнил) и его коллега, молодая девушка (по фамилии Д-ва) внимательно меня выслушали и выяснили, что по моим паспортным данным в банке заведены 2 учетных записи, одна из которых (даже не могу припомнить, где и по какому поводу это
могло случиться) оформлена неверно - пропущена буква в моем отчестве.
Госпожа Д-ва предположила вначале, что именно это могло стать поводом для отказа в обслуживании, и в моем присутствии устранила это несоответствие. Однако потом, проверив по базе мою старую карту, сказала мне, что отказ обусловлен другими мотивами и предложила мне написать заявление с просьбой пояснить причину отказа. Что я тот час же и сделал с ее помощью.
И вот сегодня, 6 марта, я получил на свой адрес электронной почты ответ следующего содержания:
[i]Ваше обращение рассмотрено.
[/i][i]Данные обращения: Обращение №180228 0744 282000 от 28.02.2018
[/i][i][u]Исполнитель: [/u][/i][i]К-на Наталья, специалист ПАО Сбербанк
[/i][i][u]Причина обращения: [/u][/i][i]Вы обратились в офис банка с просьбой сообщить причину отказа в выдаче банковской карты.
[/i][i][u]Решение: [/u][/i][i]Банк принял решение отказать в выдаче банковской карты.
[/i][i][u]Основание принятого решения: [/u][/i][i]В соответствии с условиями выпуска и обслуживания карт банк имеет право отказать без объяснения причин в выдаче или перевыпуске карты.
[/i][i]Банк приносит извинения задоставленные неудобства.
[/i][i]--
[/i][i]С уважением, К-на Наталья
[/i][i]Специалист ПАО Сбербанк
[/i]
Ну, не издевательство ли - написать в конце сообщения "с уважением"! Сказать, что я разочарован и расстроен таким ответом, значит ничего не сказать! Мне, на самом деле, стало страшно! Страшно не только и не столько за себя, но и за сотни, тысячи, а может быть, и сотни тысяч таких же, как я, беззащитных сограждан. За пенсионеров, которых наш Сбербанк вместе с нашим государством лишил накоплений… За молодых, которым могут на взлете подрезать крылья - поставить черную метку, и пойди доказывай, что ты никакой не преступник, а законопослушный гражданин.. За малый бизнес, которому так легко поставить палки в колеса, а может быть и вовсе погубить, прекратив в одночасье все операции по действующему счету и отказав в банковском обслуживании…
Задаюсь вопросом: а руководство СБ отдает себе отчет в том, что происходит? Такое отношение к рядовому клиенту напрочь дискредитирует в глазах населения не только сам банк, но и всю социальную политику государства! СБ становится, по существу, не системообразующим, а [b]системоразрушающим[/b]! Тех, кто принимает такие решения, кто-нибудь контролирует?
Может быть, у госпожи К-ной с утра было плохое настроение, когда она рассматривала мое досье и от имени банка отказала мне в обслуживании? Или же процесс оптимизации банковских издержек предполагает сокращение клиентской базы за счет малоимущих слоев населения с незначительными суммами на счетах? Действительно, мороки с ними много, а выгоды банку никакой…
А может быть, от количества отказов в обслуживании зависит размер премий тех сотрудников, кто занимается выявлением неблагонадёжных клиентов? Или, еще хуже, статистику успехов в борьбе с террористами и их пособниками нужно докладывать высшему руководству?
Разумеется, я попытался проанализировать возможные причины отказа по существу. Иногда я вносил на счет своей карты незначительные суммы, делал переводы на счета других клиентов СБ. Суммы были незначительные, не более 20-30 тысяч рублей. Разумеется, каждого получателя знал и знаю лично. Мало ли какие жизненные ситуации случаются? Может быть, кого-то из получателей моих денег сотрудники СБ заподозрили в причастности к террористам?
Это единственное, что мне приходит в голову, когда я пытаюсь понять, в чем может быть причина отказа в выдаче мне новой карты. Говорят, что в Швеции через пару-тройку лет наличных денег не будет, а будут только безналичные…А у нас какие перспективы?