Был у меня потребительский кредит в Сбербанке России. Сначала все шло хорошо, но в какой-то момент, в силу обстоятельств, хотя, безусловно, моя вина, начал гасить его в недостаточном объеме. После чего был суд, резонно вставший на сторону Сбербанка. Тут первый важный маркер - суд немного "обрезал" претензии Сбербанка ко мне. Получив исполнительный лист, я выплатил всю задолженность, в том числе, судебные издержки. Второй маркер - исполнительный лист Сбербанк не передал судебным приставам, а, так как зарплатная карточка открыта тоже в Сбербанке - просто "снимал" в день зарплаты половину заработной платы.
Когда я пришел получить в банк справку об отсутствии задолженности - мне радостно сказали в отделении, что за мной осталось еще 66 000 рублей долго. Я недоуменно показывал справку из суда о том, что исполнительный лист исполнен, на что был послан в службу поддержки. На месте объяснить, откуда задолженность не смогли.
Служба поддержки Сбербанка - те еще дебри, кто сталкивался, наверняка знают, что помочь там могут максимум, если карта в банкомате застряла. И все-таки через три месяца звонков и активной переписки удалось выяснить, что эта задолженность фигурирует у них как "Неприсужденная". Т.е., эта та самая сумма, которую суд отказался признавать задолженностью и "обрезал". Из дальнейшей переписки было выяснено, что эти проценты набежали якобы за тот период, что шел суд (стоит признать, это очень странно, т.к. пока шел суд, я как раз исправно платил ежемесячные платежи, но не в том суть). На мой вопрос - почему вы тогда не подали апелляцию, ведь судом дается срок на то, чтобы оспорить решение (мне, например, не придет на ум не исполнять решения суда просто потому, что я так считаю, знал бы, что так можно - не платил бы)) - служба поддержки ответила, что у них свои правила, и суд им не то, чтобы указ. Это было удивительно, но закономерно. В свою очередь, я уведомил Сбербанк, что если они хотят взыскать с меня данную сумму - я с удовольствием ее заплачу, но по решению суда, т.к. у меня есть большие сомнения в правомочности взыскания каких-то дополнительных сумм по расторгнутому в судебном порядке договоре, по которому было исполнено решение суда в полном объеме.
Шло время, с момента исполнения мной решения суда в полном объеме прошло больше 2 лет. Ни разу за это время Сбербанк не напоминал о себе. И тут. В ноября 2017 года, ровно через 3 года после даты судебного решения - мне звонят коллекторы! И требуют оплатить долг Сбербанку в размере 66 000 рублей (то есть, за это время долг не вырос - и то хлеб). После двух звонков объяснил им, что они для меня никто, никаких документов высылать им не буду, и научил пользоваться системой ГАС Правосудие, чтобы найти решение суда между Сбербанком и мной. Успокоились, больше не звонили. До прошлой неделе. Когда звонит уже другая коллекторская контора и снова просит оплатить долг Сбербанку в том же размере. И снова удивлены, что договор расторгнут.
Но эти более хамоватые - в ответ на мой отказ предоставить им весь пакет документов начали угрожать - "Вы что не понимаете, что мы будем доставать звонками вас, вашу работу, ваших близких, пока вы не оплатите деньги или не предоставите нам сканы документов, что судебное решение исполнено". Очень странно, но на мой вопрос - "А вы мне предоставите скан вашей дебетовый карты?" оператор-коллектор ответила возмущенным отказом, не найдя ничего общего между своей просьбой предоставить сканы документов с личными данными и суммами и моей просьбой.
Для понимания - договор в судебном порядке был расторгнут в ноябре 2014 года. Срок исковой давности прошел, даже с учетом, что они имели на это право (судя по тому, что за 3,5 года в суд так и не пошли, вряд ли там есть устойчивая позиция).
Хотелось бы просто понять - почему банк позволяет так себя вести со своим клиентом (а у меня уже более 10 лет зарплатная карта в Сбербанке, как ни крути - а клиент), очень странно для крупнейшего банка в стране - пользоваться услугами подозрительных коллекторов со смешными угрозами (ну и что, что у вас нет долга, а мы все равно вас звонками замучаем, пока не заплатите несуществующий долг), очень странно, что юридический департамент банка не знает о том, в какой срок после решения суда подается апелляция на это решение, и считает, что решение суда можно трактовать по-своему (не присудили часть процентов - ничего страшного, мы их все равно клиенту впишем) ну и очень жаль, что уважаемый банк, пытающийся идти в ногу со временем нарушает закон, передавая персональную информацию клиента из расторгнутого уже договора третьим лицам.
Вместо морали басни - Будьте аккуратны. Мы никогда не знаем, как распорядится жизнь. И, даже оступившись и затем сполна отплатив за свою ошибку, вы рискуете попасть на банк, вроде Сбербанка - который возьмет в вас все, что положено по закону (эту часть я, естественно, не оспариваю), но и попробует еще немного сверху, а вдруг "прокатит".