Вот вроде я не глупый человек... Как никак работаю в банковской сфере, не в доп.офисе, а в ГО. Работаю далеко не первый год, и на не низкой должности. И вот дура... Попалась на такой ерунде... :D Словам добрым поверила...
Как-то осенью муж мой (медик, который не отличает дебит от кредита) решил взять кредит в банке. Кредит небольшой, размер чуть меньше моей зарплаты, но больше, чем его зарплата (эх, мало платят врачам в России...). В общем, сопоставив сумму кредита и время, которое мне надо затратить на участие в получении кредита, я решила, что справится муж и без моего участия.
Зная, на собственном опыте, что мелкие банки зачастую вешают кабальные, априори нарушающие закон, условия, ну наподобие комиссии за выдачу кредита, а также зная то, что оспорить такие комиссии можно в суде с полпинка, но и зная то, что ради суммы этой комиссии или незаконных плавающих процентов я не пойду в суд, и уж тем более не стану нанимать адвоката,а посылать мужа в суд - занятие бесперспективное, я решила отправить мужа в Сбер. Наискосок глянула договор - комиссий нет, неустойки нормальные. Ну, думаю, справится милый мой без меня... :omg:
И пошел муженек за кредитом на окраину Москвы, в отделение Сбера, большое и красивое. Не то что всякие там сберкассы старого расклада. Приняли его там со всей душой. Добрая консультант все рассказала, показа, документы приняла. Правда, сказала справку 2 НДФЛ переделать. [U]В справке были прежние паспортные данные, а паспорт новый.[/U] То, что штамп в новом паспорте стоит с прежними паспортными данными, оказалось не аргумент. :vnature: То, что сведения в паспорте позволяют установить, что справка выдана владельцу паспорта, тоже не аргумент. [B]Аргумент - принять могу, но меня оштрафуют[/B]. Муж мой жалостливый, сердобольный, попер в больницу, где он работает, аж на другой конец Москвы. Пока добрался до бухгалтерии, пока новую справку выдали... В общем, получил.
Приехал он во второй раз в добрый Сбер. Отдал справочку. В общем, суть да дело, дошло до дня выдачи кредита.
И приехал он в третий раз в Сбер. Ну, глупо же брать кредит на 70 000, при этом покатать на бензин за справкой туда-обратно по московским пробкам энную сумму денег, трижды сгонять в банк, потратить кучу времени, а потом еще на страховку выложить около 4000 р. (точную сумму не помню). Кредит собирались гасить досрочно, в связи с чем процентная ставка не волновала (+2,3 пункта несущественно при досрочке), поэтому муж получил четкие указания - страховку не оплачивать, пусть увеличивают процентную ставку, если что. Что он, собственно, и выдал консультанту с умным видом. :vnature:
[B]Но оказалось, что хоть в каком-то из документов есть вариант без страхования, но выбрать его нельзя[/B] Точнее можно, но тогда надо снова отправлять заявку на одобрение и снова ждать три дня (или пять, не помню) и в общем опять же бедного консультанта оштрафуют... :cry: На вопрос, почему же бедный консультант не спросил до первой отправки документов нужна ли мужу моему страховка, раз все так строго и на штраф можно нарваться, ответ был гениальным: если отправить документы без страхования, то тоже штраф. А как же права потребителя? А как же навязывание услуг? Место для галочки "без страховки" так и останется навсегда "местом для галочки"?
Муж мой, как уже выше говорилось, человек дюже жалостливый, кроме того, как выяснилось еще и "богатый" (вот мне повезло-то!). Да вот только не входила в бюджет его расходов оплата страховки. Но консультант предложила "отличный" вариант - взять не 70000, а 74000 (4000 на страховку).
Ну, раз оштрафуют бедного консультанта, раз ждать еще три дня, ну возьму я кредит на большую сумму... Че нам, жалко что ль... :flowers: И консультанту хорошо - страховку продала, штраф не получила, сумму кредита увеличила - ценный работник! :thumbsup:
В общем, подписал муж договор. А вместе с договором ему дали кучу подарков.
Во-первых, книжку сберегательную с договором вклада. Во-вторых, кредитную карту с лимитом 150 000р. Ну и чудесную карту маестро моментум (или как-то), которая облегчает жизнь плательщика до невозможности. С помощью этой чудо-карты не надо стоять в очередях, пытаясь оплатить аннуитет, подходишь к терминалу, вставляешь карту, вносишь наличку - и все, и гуляй, Вася!
Домой муж приехал гордый как индюк. Кредит получил, получил сам, без моего участия! Да еще и круче меня оказался. Это за взятый на мое имя в том же Сбере кредит, взятый в стародавние времена, надо платит дедушкиными способами - отстоять очередь к операционисту, дать книжку, дать деньги. А у него-то! :thumbsup: Новые технологии, 21 век! Терминалы, пластик... куда уж нам уж...
Я попыталась заикнуться о том, что в кредитном договоре указано, что аннуитет списывается со счета вклада (книжка) и надо бы уточнить, к какому счету карта привязана, к отдельному или ко вкладу. Но муж мой не только жалостливый, добрый, богатый, но еще и умный. Сказал, что все в порядке, я слишком заморачиваюсь и все проще, чем мне кажется. Ну и я забила....
[U][B]И вот дальше начинается самое интересное[/B][/U]
В срок для оплаты первого платежа я случайно оказываюсь с мужем в Сбере. Сама иду к консультанту и спрашиваю о том, к какому счету открыта пластиковая карта, на которую можно зачислять аннуитеты. Консультант активно меня убеждает, что счет вклада можно пополнить, внеся деньги на карту или на книжку. Счета хоть и разные, но банк списывает ежемесячный платеж или с карточного счета, или со счета вклада. Минут 30 она мне рассказывает, что накладок не будет, что все так платят и т.д. Я оказалась тоже доброй, уши развесила.
Правда, документов, подтверждающих, что банк обязуется списать аннуитет со счета карты, она мне так и не смогла показать... Не смогла она показать и какого-либо поручения/распоряжения моего мужа на периодическое списание денежные средств в счет оплаты кредита и процентов с карты на счет банка. С собой у нас был только кредитный договор. В котором написано, что банк [B]вправе[/B] в безакцептном порядке списывать аннуитет со счета вклада. Если там денег нет, то банк [B]вправе[/B] списывать денежные средства с других счетов клиента. На этом я и успокоилась. Дурында... :( Ну, думаю, раз банк вправе, значит в его интересах получить деньги то. Значит, спишет с карты.
Очередь к операционистам была огромная... В общем, пошли мы дружной компанией - я, муж и консультант к терминалу. Под аккомпанемент консультанта муж торжественно внес деньги на карту. Каждый шаг ему подсказывала консультант. В итоге, довольные, мы поехали домой.
Прошел декабрь, январь, февраль... Муж с ощущением того, что он не только банкир, но и хакер, ежемесячно в установленные сроки вносит аннуитет на карту. Собираемся по истечении моратория (три месяца, что тоже незаконно, но пока мы будем судиться, уже три месяца сами по себе истекут) погасить кредит досрочно. В общем, довольные и счастливые едем из Питера... и тут звонок.
Бла-бла-бла, Сбербанк, отдел просрочки... бла-бла-бла у вас большая задолженность, когда погасите... мы - :scratch: В общем, пока выясняли, пока доехали до банка... [B]Оказывается[/B] :!:
Я была все-таки права... Банк не списывал деньги с карточного счета. Ведь в договоре написано [B]ВПРАВЕ, а не ОБЯЗАН[/B] (аргумент конечно тупой, но в суде будет аргументом). И плевать, что тогда выходит, что по любому кредиту можно вносить деньги на книжку, а банк же не обязан их списать, это же право! То есть по любому добросовестному заемщику банк вправе сделать просрочку.
Ну да ладно.
Главное то, что, взяв в Сбере смешной кредит, поверив в компетентность консультанта, своевременно вносив платежи на карту, причем в присутствии и под диктовку консультанта, муж получил следующее:
- обязательное страхование;
- просрочку по кредиту (три месяца не мало);
- обязанность оплатить неустойку (0,5 процентов ежедневно);
- плохую кредитную историю в БКИ (кстати, при подаче заявки отказаться от БКИ можно только в теории, на практике нельзя).
И самое обидное, что юридически ничего не докажешь, они прикрыты по этим пунктам.
А вот в ЦБР пожаловаться можно. Понятно, что такой махине, как Сбер, ничего не будет от какого-то запроса ЦБР о данном случае. И это тоже обидно... Но хоть так...Неприятно, что такие махины, в которых собраны такие капиталы населения, творят такие вещи. И у них это прекрасно получилось с учетом того, что я многое понимаю в кредитовании, просто не всегда оспаривание выгодно и удобно. А что уж говорить про тех, кто вообще не связан с этим? Врачи, учителя, продавцы, водители трамваев, художники, да мало ли кто...
Грустно от того, что законы хоть и пишутся, но реального механизма их соблюдения - нет и не предвидится...