Пару месяцев назад я уже рассказывала о том, как я потратила почти месяц на регистрацию в бонусной программе «Спасибо от Сбербанка». В конце концов, все получилось, и у меня появилось время задаться вопросом, для чего, собственно, мне нужно участие в программе.
Список партнеров программы был не так уж велик – «Связной», «Евросеть», пара ювелирных магазинов и несколько магазинов, в которых можно платить бонусными баллами Сбербанка через Webmoney, в том числе «Озон». Блиц-опрос членов семьи показал, что никакие гаджеты из тех, что продаются в интернет-магазинах типа «Связной», никому из нас не нужны – либо потому, что уже есть, либо потому, что ну не нужны совершенно. Оставались книги. «Озон» – исторически книжный магазин, а книг, как известно, много не бывает. Я решила поставить себе цель из разряда «хочется, но сам себе не купишь, потому что денег жалко» и накопить на нее бонусных баллов. Порывшись в каталогах «Озона», выбрала альбом репродукций стоимостью несколько тысяч рублей, чтобы подарить его себе на день рождения, который по случайности как раз примерно совпадал с окончанием спецпредложения по бонусной программе Сбербанка.
Карту Сбербанка я использовала не так уж часто, но каждый раз, когда на моем счете набиралось несколько сотен бонусных баллов, я перебрасывала их на свой счет в Озоне через Webmoney. За пару месяцев у меня накопилось примерно три четверти нужной суммы, и в скором времени я рассчитывала купить на бонусы свой альбом и забыть о бонусной программе. Уже предвкушала, как курьер «Озона» доставит этот альбом весом 7 кг прямо мне домой, а там из прихожей всего метров шесть по прямой до книжного стеллажа. :)
29 февраля я в очередной раз собралась перевести часть накопленных бонусных баллов на свой счет в «Озоне» и не обнаружила иконки «Спасибо от Сбербанка» среди способов пополнения счета. Она просто исчезла. В полном недоумении я проверила на сайте Сбербанка список магазинов-партнеров: «Озон» исчез из списка, словно его и не было. Без всякого предупреждения. И вообще мне показалось, что список партнеров стал ощутимо короче
Есть такой вид спорта – спортивное ориентирование; так вот там за лидером забега обычно пристраивается «паровоз» других спортсменов – в надежде, что он приведет их к искомому пункту. Опытный и хитрый лидер знает, как избавиться от «паровоза»: он приводит своих преследователей не туда, куда им нужно, а потом делает резкий рывок и исчезает из вида, оставляя [S]лохов[/S] доверчивых новичков растерянно оглядываться по сторонам в глухом лесу. Спортсмены определяют такую тактику словом «технично». Не найдя среди способов оплаты «Озона» иконки бонусной программы Сбербанка, я испытала, видимо, то же чувство, которое испытывают неопытные ориентировщики, не обнаружив заветной цели там, где ожидали ее увидеть. Психологи определяют такое чувство словом «фрустрация». А Сбербанк показал себя опытным и техничным игроком.
Мне неведомо, что такое произошло между Сбербанком и Webmoney или между Сбербанком и «Озоном». Возможно, Сбербанк, помпезно запустив в честь своего юбилея щедрую бонусную программу, не рассчитал своих сил. Как бы то ни было, это их внутренние разборки, и меня они не касаются. Конечно, как клиент Сбербанка я предпочла бы, чтобы меня заранее предупредили на сайте банка или хотя бы выразили сожаление постфактум. Но это уже вопрос этики, а этика – материя тонкая. В конечном счете, этика крупной корпорации определяется воспитанием людей, которые ею руководят, а мы здесь не для того, чтобы оценивать воспитание руководства Сбербанка. Поэтому я его никак не оцениваю.
В то же время мне, конечно же, есть за что поблагодарить Сбербанк. Благодаря ему, я смогу потратить на книги на три тысячи рублей больше. В благодарность я хотела бы подарить Сбербанку все оставшиеся на моем бонусном счете «спасибо»: все равно мне некуда их потратить, потому что единственный интересовавший меня магазин, ради которого я участвовала в бонусной программе, исчез из списка партнеров программы. А Сбербанк заслужил.
Хочу также поблагодарить моего коллегу, который и посоветовал мне не копить бонусные баллы на банковском счете, а сразу переводить на счет в «Озоне». Когда я спросила его, почему, он только загадочно ухмыльнулся. Кабы не он, мне не за что было бы сейчас благодарить Сбербанк, хотя Сбербанк получил бы от меня в несколько раз больше «спасибо». Вот такой парадокс. Спасибо, Сережа, ты настоящий провидец.
P.S. У этой истории благополучный конец, не имеющий, правда, никакого отношения к Сбербанку. Вчера я зашла в книжный магазин Русского музея и неожиданно увидела там мой альбом. Только стоил он почему-то в 2 раза меньше, чем в «Озоне». Конечно, без доставки – но я подумала, что раз такое дело, я как-нибудь сама справлюсь. Нести до машины семь килограммов мелованной бумаги через обледеневший двор Михайловского дворца в скользкой обуви на каблуках – довольно рискованное предприятие, но мне удалось сохранить равновесие. Поэтому, как я и говорила, у этой истории благополучный конец. А оплатить покупку я решила картой другого банка. Поэтому, как я и говорила, благополучный конец не имеет к Сбербанку никакого отношения. :)