Поведаю и я свою грустную историю… Сагу о пяти тысячах рублей.
Еще недавно у меня было ощущение, что я - “последний из могикан”, точнее, последний из лояльных клиентов Банка. При этом, я, читая отрицательные отзывы клиентов Сбербанка, недоумевал. Было такое ощущение, что мы обслуживаемся в разных Сбербанках. Не было у меня особых проблем ни в общении с сотрудниками Банка ни, тем более, с его продуктами. Теперь я понимаю, что это была просто полоса везенья. Ныне я точно знаю, что Сбербанк один и другого такого и быть не может. И девизом этого банка может быть слоган "Сбербанк России - с нами не соскучишься". Нет, у меня так и не возникло проблем ни с сотрудниками Отдела по работе по финансовым рынкам, они сделали все, чтобы помочь мне решить мою проблему. Спасибо им. Ни, тем более, с операционистами, чей тяжкий труд достоин всяческих похвал. Думаю, что и сам Банк не особо виноват во всей истории, коей я хочу поделиться. Сбои, они бывают у всех банков. Причиной моего отзыва служат действия только одного отдела из всего Банка - Отдела расследования обращений по банковским картам Управления претензионной работы Центра сопровождения клиентских операций "Старо-Петергофский". Точнее, действия одного из сотрудников этого отдела, мне неизвестного. Посему, я и ставлю троечку. Четверка Банку и единица конкретному его сотруднику. Среднее арифметическое от этих чисел, округленное в большую сторону, как раз и будет этим числом. Я очень надеюсь, что я не обижу этой оценкой тех сотрудников, которые не виноваты в этом моем послании.
У меня есть СбербанкОнлайн (СБОЛ) и есть брокерский счет в Сбербанке. Для тех, кто мне попытается сообщить, что Сбербанк не очень хороший брокер, сообщу, что у меня есть счета и у других брокеров. У каждого есть свои плюсы и минусы. Я периодически пополняю свой брокерский счет, переводя очередную сумму со своей карты через СБОЛ. Немного поясню процесс пополнения, дабы было понятно. В СБОЛ есть вкладка Платежи, где я выбираю брокерское обслуживание, указываю номер договора на брокерское обслуживание и сумму перевода. Таким образом, я не указываю ни номер счета плательщика, ни его ФИО. Да и реквизиты получателя подставляет за меня Банк. Я указываю только номер договора и сумму. Вполне логично, если учесть, что перевод осуществляется на брокерский счет в Сбербанке же.
В начале сентября я пополнил в очередной раз свой счет несколькими транзакциями. Перевел 03.09.13 10 000 руб., 04.09.13 - 5000, а 05.09.13 совершил две операции на 14 000 и 10 000 руб. Все операции осуществлялись с одного и того же компьютера, соответственно говорить о том, что при осуществлении операции был выбран не тот территориальный банк либо еще какие-то другие настройки говорить не приходится. Все деньги, кроме 5000 дошли до брокерского счета. Когда же я стал разбираться в причине отсутствия этих 5000 на брокерском счете, то выяснилось, что они зависли на счете невыясненных сумм, так как, по данным платежного документа, в качестве плательщика был указан не я, а некий господин из Западно-Уральского банка. Сотрудники Трейд-деска и отдела по работе на финансовых рынках предложили мне написать на сайте Банка заявление о спорной операции, чем я и воспользовался. Заодно предложил решить вопрос о возврате удержанных процентов за использование маржинального кредита. Ведь эти несчастные 5000 рублей я перевел именно для того, чтобы закрыть маржиналку. Как мне тогда казалось, я поступил правильным образом, и проблема будет решена в течение недели-двух. В любом случае, я не собирался уж сильно переживать, сбои, как я уже писал выше, могут быть у любого банка. О, как же я тогда ошибался!!! Ведь читал же отзывы на banki.ru,и должен был знать, что ничего в этом Мире не бывает просто так.
Первым звоночком был срок рассмотрения обращения, указанный на сайте. 17.10.2013. Это, как-бы несколько больше 30 дней. Полагаю, что мне не стоит указывать на то, что в соответствии с 59-ФЗ сроки рассмотрения не могут превышать 30 дней. И слова “рабочих” при этом нет. Ведь Сбербанк России - это обыкновенный рядовой банк, простое открытое акционерное общество, коих на Руси великое множество. Это не государева структура.
Впрочем, я получил ответ раньше, 9-го октября. Что, в принципе, тоже не укладывается в 30 дней. Что это был за ответ, это … не в сказке сказать, ни пером написать. Посему, я его, с Вашего позволения, просто процитирую:
“Ответ Клиенту:
Уважаемый Андрей Николаевич!
ОАО "Сбербанк России" (далее Банк) выражает признательность за сотрудничество с нашим Банком. На Ваше заявление о спорной операции оплаты услуг на сумму 5000,00 рублей, совершенной 04.09.2013 через систему "Сбербанк Онл@йн", сообщаем следующее. В результате рассмотрения данной ситуации установлено, что денежные средства по вышеуказанной операции оплаты услуг были перечислены Банком поручением #300996
от 05.09.2013 по следующим реквизитам:
БИК 044525225
р/с 30301810700001000034
ИНН 7707083893
Наименование получателя:получателя Фондовая биржа ММВБ (акции/облигации).
Таким образом, обязанности Банка по исполнению поручения плательщика (Вас) о перечислении денежных средств получателю были выполнены. Благодарим Вас за обращение.
С уважением, Отдел расследования обращений по банковским картам.”
Итак, еще раз, построчно и медленно:
1) Я перевожу через СБОЛ деньги. При этом Банк за меня подставляет в платежное поручение мои реквизиты, как плательщика. Я указываю только сумму и номер договора на брокерское обслуживание, который попадает, как я понимаю, в назначение платежа.
2) Деньги идут в Московский Сбербанк на мой брокерский счет. Рискну предположить, что не по расчетной системе ЦБ, а по внутренней платежной системе расчетов Сбербанка.
3) Деньги приходят на расчетный счет получателя (Как ни странно, но это Сбербанк), но в качестве плательщика указан уже другой господин. Дай ему Бог здоровья.
4) Деньги, соответственно, попадают на счет невыясненных сумм. И, как я подозреваю, возвращаются, по реквизитам указанного в п.3 господина. Дай Бог этому доброму и удачливому человеку не только здоровья, но и счастья.
5) Банк на мой вопрос сообщает, что “обязанности Банка по исполнению поручения плательщика были выполнены”.
Я, конечно, понимаю, что сумма в 5000 рублей для Банка не существенна, в отличие от большинства его клиентов. Но, я так и не понял, почему Банк не облагодетельствовал за мой счет вышеупомянутого господина (Да продлит Господь его лета!) другими суммами? Что за избирательность? Почему Банк не поступил столь оригинальным способом с 34 000 руб., кои все-таки дошли до брокерского счета? Вообще, мне очень понравился такой подход. С одной стороны Банк списывает с меня проценты за маржинальный кредит, с другой стороны он занимается за мой счет благотворительностью. Оригинально. Теперь интересно, а в ЦБ согласится с такой инновацией?
Конечно, маржиналку я закрыл. Закончился депозит и я перевел очередной транш на биржу. Сказать, что я при этом был совершенно спокоен, было бы не правдой. Однако, теперь думаю, что мне делать с 5 тысячами, с пропажей которых мне, как следует из ответа Банка, придется смириться. Мне в Налоговой их зачтут, как благотворительность? Подозреваю, что нет… Посему, господа возникает несколько вопросов:
1) Почему Банк нарушает 59-ФЗ? Там четко указано, что срок ответа должен быть не более 30 дней. Слова “рабочих” при этом нет.
2) Как быть со статьей 395 ГК РФ? Очень подозреваю, что Банк попадает под действие этой статьи. На мой взгляд, здесь присутствует все признаки “неправомерного использования денежных средств. Полагаю, что я вполне могу претендовать на компенсацию.
3) ЦБ в курсе такого оригинальной трактовки обязанностей Банка по исполнению поручения плательщика?
4) Не пора ли мне менять банк?
5) И самое главное!!!! Как зовут этого удачливого господина???? Я хочу у него узнать, как притягивать деньги!!!!
Добавлю то, что в моем обращении был указан номер моего мобильного телефона, и исполнитель вполне мог со мной связаться, в случае, если бы у него возникли вопросы по моему письму. Увы, но как я понимаю, ему это не позволили какие-то этические принципы. Наверное, он не хотел меня стеснять. И еще. Этого отзыва могло бы и не быть. Получив письмо, я попытался, по своим каналам выйти на сотрудников этого отдела. Предлагал им связаться со мной, дабы решить проблему. Но, увы… Наверное, им воспитание не позволило.
Теперь у банка появился еще один плохой отзыв. Как я уже писал выше, к самому Банку у меня претензий особо нет, косяки могут быть у всех. А вот к конкретному сотруднику из конкретного отдела есть. И эта оценка на его совести.