ДО 99 7970/1259 ОАО «Сбербанк России» Москва.
Я всегда считал «Сбербанк» «совковым» банком. Для меня это всегда был банк, который забрал деньги у моей мамы еще во время «Перестройки». Единственная услуга, которой я вынужденно пользовался – это оплата коммунальных платежей. Когда в «Сбербанк» пришел Герман Оскарович Греф и начал преобразовывать банк, я отнесся к этому с оптимизмом. Годы показали, что под управлением новой команды банк преобразился в деловое и современное финансовое учреждение. Но лично я обслуживался в ВИП-офисе другого банка, за что ежегодно платил 75 тысяч рублей. За эти деньги я пользовался всеми преимуществами карты VISA INFINITE и персональным обслуживанием.
Когда я, изучая на сайте банка его финансовые продукты, случайно узнал о программе персонального обслуживания «Сбербанк Премьер», я был в восторге от того, что банк на шаг превзошел все прочие банки России, предложив столь гибкие и привлекательные условия, для того, чтобы привлечь к себе состоятельных клиентов. Я обнаружил, что «Сбербанк» предлагает намного больший объем услуг, чем я получаю за намного меньшие деньги – всего за 30 тыс. рублей в год. А если я буду держать в банковских продуктах более 2.5 млн на конец каждого месяца, то тогда обслуживание банк предоставляет бесплатно. Поскольку я в банке обычно храню больше, то я понял, что мне за бесплатно банк готов выдать до 5 основных и до 5 дополнительных карт (можно в разных валютах), карту Priority Pass c безлимитным количеством бесплатных посещений ВИП-залов основных аэропортов мира и возможностью ежедневного бесплатного снятия наличными с карты суммы до 1 млн. рублей, а если больше – то с минимальной комиссией – 0.5%. Я влюбился в «Сбербанк» - неужели он мог ТАК преобразиться?! Но прошлый опыт общения с банком давал о себе знать – сомнение и недоверие делали свое дело.
Я обзвонил своих знакомых и выяснил, что если у них была возможность выбора, ни один из них выбор в пользу «Сбербанка» не сделал, все очень критично и сомнением отзывались о банке. Единственными, кто пользовался банком не только для оплаты коммунальных платежей, оказались те, кому карты банка выдали на работе для перечисления зарплаты.
Я приехал в новое отделение на Смоленском бульваре и прямо спросил ВИП-менеджера: «В чем подвох?», на что услышал уверения в том, что никакого подвоха нет. Я решил ПОПРОБОВАТЬ – а что же такое «Сбербанк» сегодня и уговорил жену открыть счет и перевести на него часть своих денег из банка Другого банка.
За месяц выяснилось, что банк только делает вид, что заинтересован в состоятельных клиентах и хороших оборотах – на самом деле он их боится как огня и … выгоняет из банка. На счет жены поступили деньги с ее же счета в Другом банке и с кредитного потребительского кооператива, учредителем которого она является с момента его создания в 2007 году. Часть денег была зачислена во вклад, часть осталась на карточном счете, часть – конвертирована в евро и переведена на евро-карточку, часть – снята с карточного счета. Наличные с карты снимались в пределах солидного для этой карты дневного лимита – по 1 млн. в день в течение 3-х дней, итого 3 млн, после чего на счетах осталось еще почти 3 млн рублей.
И тут-то моей беременной жене поступил звонок из банка – «на основании закона о борьбе с легализацией ваши операции не устраивают банк, забирайте свои деньги и уматывайте из банка, все ваши карты мы заблокируем». ШОК! СБЕРБАНК! ВОТ ОН ПОДВОХ!!! От пугающего слова «легализация» у жены сразу начал болеть живот, возникла угроза выкидыша! До конца дня я вынужден был читать этот самый закон о легализации, читать инструкции Центрального банка и успокаивать свою жену. В законе вычитал, что блокировать могут только деньги, принадлежащие террористам и успокоил жену – наши деньги точно не заблокируют.
Утром в банке от меня потребовали выписку из банка-отправителя; разъяснения, с чем связано предоставление займа; когда, каким образом и за счет каких денег будет гаситься займ; разъяснения, какое отношение имеет жена к кооперативу, из которого получила деньги; налоговую декларацию с отметкой налоговой; разъяснения на какие цели сняты наличные деньги; документы, разъясняющие экономический смысл проводимых операций. И тут же мне сообщили, что даже если я предоставлю эти документы, все равно все карты будут до вечера заблокированы и мне предлагается снять остаток денег до блокировки. И наконец – забили последний гвоздь в гроб с названием «Надежды на цивилизованность Сбербанка» - в базу данных будет внесена запись «Банковские карты не переизготавливать и новых не оформлять»… На мою просьбу изложить свои требования письменно, мне было отказано – подозреваю, что банк знает, что его требования противозаконны и боится дать основания пойти в прокуратуру или Центрбанк с жалобами на его действия.
В итоге карты и деньги на них действительно заблокировали (что возможно только если ФИО жены находится в списке террористов). Даже при подозрении клиента в финансировании терроризма, если его ФИО не включены в этот список, блокировать деньги банк не имеет права – может только сообщить в Росфинмониторинг о своих подозрениях. Банк, похоже, не понимает, что за продукт он продает; что тариф этого продукта специально так разработан, чтобы стимулировать перевод клиентом денег с других банков в Сбербанк. Иначе как можно объяснить требование объяснить экономический смысл перевода своих же денег из другого банка в Сбербанк?
Сомневаюсь я, что сотрудник банка Ф-ва О.Н., автор этого «опуса», соответствует своей должности, если она не знает, какой обычно экономический смысл имеют стороны, заключая договор займа…
Требования представить выписки из другого банка и налоговую декларацию я могу сравнить только с требованием раздеться догола, если желаете воспользоваться своими деньгами. По крайней мере, именно так происходит в Сбербанке.
Ознакомившись с приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» я выяснил, что с момента введения США и ЕС санкций в отношении России все операции всех граждан и юридических лиц РФ теперь являются подозрительными и обо всех операциях банки должны сообщать в Росфинмониторинг. Этим операциям присваивается код 1302 «Совершение операции (сделки) в случае, когда клиент, его контрагент, представитель клиента, бенефициарный владелец, выгодоприобретатель или учредитель клиента зарегистрирован в государстве (на территории), в отношении которого (которой) применяются международные санкции». Ваши сотрудники должны делать свою работу и обо всех операциях сообщать в Росфинмониторинг, а не заниматься сортировкой операций и отсевом клиентов.
В связи с вышеуказанным, требую:
1. Объяснить, на каком основании банк заблокировал карты и денежные средства на них.
2. Объяснить, какие из перечисленных в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ в статье 6 оснований дали повод банку осуществлять контрольные операции по предоставлению процентного займа и переводу собственных средств из другого банка.
3. Объяснить, на каком основании Сбербанк вопреки ст. 24 Конституции РФ занимается сбором информации о частной жизни своего клиента, требуя его предоставить такую информацию, хотя это и не предусмотрено законом.
4. Предоставить мне письменное требование, в котором изложить какие документы и информация необходимы банку и на каком основании.
5. Объяснить, что означают фразы «Порядок зачислений не соответствует общепринятой практике» и «Операции не желательны для банка»; где, когда и кем утверждена общепринятая практика зачисления денег в банк и какие именно операции желательны, а какие – не желательны для Сбербанка.
6. Объясните мне порядок обжалования действий Сбербанка.
P.S. Когда в отношении Сбербанка и другого банка международное сообщество ввело санкции, я кипел от возмущения и патриотического гнева. А теперь думаю: «Может в отношении Сбербанка правильно санкции вводят?».
Орехов С.А.
Такую жалобу я вручил руководителю ДО Банка Светлане Арх-вой, которая честно меня предупредила, что ответа не будет либо будет отписка. И действительно, ответа до сих пор нет. Хотя банк убедился, что нарушений закона с нашей стороны не было, снимали с карты свои же деньги, которые до этого год были во вкладе В другом банке и Светлана извинилась за свой банк передо мной и женой. Карты разблокировать НЕ СМОГЛИ и после недели бесполезных попыток предложили их перевыпустить. Ждали еще неделю. После получения карты жена даже не захотела ее вынимать из конверта – настолько неприятные впечатления оставила вся эта история. Для того, чтобы не платить комиссию 3500 рублей в месяц к концу месяца мы организовали зачисление недостающей до минимального остатка суммы из кредитного кооператива, где я и жена являемся учредителями еще с 2007 года, которая был возвращена по взятому кооперативом еще в 2012г. займу. Как только деньги поступили, фирменный «геморрой» Сбербанка повторился. Снова позвонил сотрудник, потребовал предоставить договор и пояснения, пригрозил блокировкой денег и карт. Я ему в ответ выслал скан договора и пояснения, он из отправил «куда надо» и на следующий день без объяснения причин и того, чем именно банк не устроили представленные ему объяснения банк сообщил, что уже новые рублевые карты опять заблокированы и теперь уже точно без права их перевыпуска, что оставили только карточку в евро. При звонке на «горячую линию» информацию о том, какие банк устанавливает требования и ограничения к зачислению денег на карточный счет, банк предоставлять отказался.