Администрация президента и правительство РФ обсуждают три варианта ответа на введение странами G7 и ЕС потолка цен на импорт российской нефти. Ответный механизм будет вводиться указом президента, но ни один из вариантов еще не одобрен, возможны их комбинации или другие альтернативы, рассказали «Ведомостям» два близких к Кабмину источника.
Три пути
В понедельник, 5 декабря, вступили в силу эмбарго Евросоюза на поставляемую морем нефть из России и ценовой потолок на нее на уровне 60 долларов за баррель. По словам собеседников газеты, российские власти рассматривают три варианта ответа на введение предельной цены:
- Полностью запретить продажу нефти государствам, которые поддержали ограничение, в том числе если они приобретают сырье у России не напрямую, а через страны-посредники или их цепочку.
- Запретить экспорт по контрактам, куда включено условие потолка цен, вне зависимости от того, какая страна выступает получателем.
- Ввести так называемую индикативную цену: то есть определить максимальный дисконт российской нефти Urals к эталонному сорту Brent, при превышении которого продажа будет запрещена.
Как отметил один из источников, 6 декабря вопрос должны были обсуждать на совещании у президента в том числе с участием нефтяных компаний. По словам другого собеседника, вариант с фиксацией дисконта — наименее вероятная из трех рассматриваемых ответных мер.
Накануне курирующий энергетический сектор вице-премьер Александр Новак сообщил, что механизм запрета российским компаниям торговать нефтью по ценовому потолку будет принят до конца года, писал ТАСС.
Какой вариант вероятнее?
Ничего нового в первом и втором вариантах ответа России нет, а от третьего — с индикативной ценой — власти, вероятно, откажутся из-за нерыночности ценообразования в отношении дружественных стран-импортеров, предположил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк.
Наиболее вероятен второй вариант — с запретом на любые поставки по контрактам, где потолок выступает одним из условий, допустил главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. По его мнению, это наиболее гибкий механизм, позволяющий сохранить присутствие российской нефти на мировом рынке, что выгодно всем сторонам.
Старший аналитик Альфа-Банка Никита Блохин также считает самым реалистичным второй вариант. По его мнению, механизм могут ввести либо указом президента, либо негласной директивой российским компаниям через президентскую комиссию по ТЭКу.
Полный запрет поставок в страны, присоединившиеся к потолку, России не грозит, предположил Блохин. Третий вариант, по его мнению, сложен в реализации: трудно формализовать подходы к рыночной цене, тем более в условиях изменения конъюнктуры рынка.
Рекламный блок
