Каждое пятое домохозяйство в России, по информации ВСС, имеет полис страхования жизни. Чем страховщики собираются привлекать клиентов дальше?

Рынок страхования жизни за девять месяцев нынешнего года прирос на 4% до 320 млрд рублей, а выплаты по всем видам составили 156 млрд рублей. «Не каждому дано в период пандемии так вырасти — это большое достижение», — считает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

Страховщики рассчитывают закрепить успех в будущем году, прогнозируя рост на 10—12%. Для этого они расширяют линейку онлайн-продуктов, предлагают специальные условия пролонгации договоров, включают сервис телемедицины в подарок, внедряют новые варианты платежей по страховкам жизни — например, рассрочку, выбор даты платежа, отсроченные платежи.

В НСЖ добавили медицины

Из всех возможных видов страхования жизни активнее всего растет накопительное страхование жизни (НСЖ). По этим полисам страховщики за три квартала собрали 94,3 млрд рублей — на 29% больше, чем годом ранее. Теперь его доля в общей «корзине» полисов страхования жизни выросла с 24% до 30%.

В ответ на меняющийся клиентский спрос меняются и полисы — большинство страховщиков наполнило их новыми опциями телемедицины, диагностирования критических заболеваний, получения налогового вычета «под ключ». «Мы предложили новую накопительную программу «Точно вовремя», которая позволяет клиентам определить предрасположенность к самым распространенным видам онкозаболеваний с помощью генетического теста и покрывает лечение в случае их обнаружения», — рассказывает директор инвестиционного и накопительного страхования жизни СК «АльфаСтрахование-Жизнь» Александр Денисов. В действовавших ранее продуктах появились новые медицинские сервисы (очные медобследования дополнены ежегодными телечекапами: клиент сдает анализы, а по их результатам врач проводит дистанционную консультацию). Компания расширила страховое покрытие, добавив риски ухода из жизни по причине несчастного случая и в результате ДТП. «Двойной мониторинг за здоровьем человека в динамике позволяет с большей эффективностью предупреждать развитие серьезных заболеваний, — объясняет Денисов. — Кроме того, система взносов стала более гибкой: программу можно оплатить единовременно (на пять лет) или делать ежегодные взносы в течение пяти, семи или десяти лет».

В нынешнем году в «АльфаСтрахование-Жизни» средний срок полисов НСЖ вырос до шести лет, хотя традиционно наиболее востребованными были пятилетние страховки. Об увеличении сроков говорит и генеральный директор СК «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников. «На мой взгляд, НСЖ будет становиться все более массовым, если будет легким и доступным, с небольшими частыми взносами для потребителя, — считает он. — При этом потребитель должен иметь возможность самостоятельно выбрать объем рискового покрытия, который ему необходим. Мы почувствовали это на своем продукте «Авантаж Инвест» с модификацией «Cash-back», которую запустили совместно с банком «Союз».

«Авантаж Инвест» — гибридный продукт. С одной стороны, в нем действует классическая защита жизни с момента внесения первого взноса, а по окончании срока действия договора клиент получает выплату по риску «дожитие», эквивалентную 100% уплаченных взносов. С другой стороны, полис сочетает в себе главные наработки по продуктам с инвестиционным доходом: при ежегодном взносе 120 тыс. рублей он предусматривает гарантированный доход в размере 28% в первый год и 20% в последующие годы к сумме взноса. Формируется доход из частичной компенсации уплаченного клиентом взноса (кешбэк) от банка «Союз» и суммы ежегодного социального налогового вычета. В первый год страхователь получает кешбэк в размере 15% от суммы взноса и 13% в виде налогового вычета; со второго года и далее кешбэк будет 7%, ежегодный налоговый вычет — 13%.

ИСЖ доросло до семи лет

Смешением в одном полисе ИСЖ и НСЖ страховщики занялись еще до пандемии. Вызвано это было желанием сохранить инвестиционный продукт, сильно разочаровавший потребителей, которые не получили обещанного продавцами дохода. Сборы ИСЖ за девять месяцев нынешнего года продолжили сокращаться — на 6%, со 139,9 млрд до 131,6 млрд рублей. Клиенты по-прежнему тратят деньги больше всего именно на этот вид страхования — 41% от общего объема сборов по всем видам страхования жизни. Продуктовый ассортимент продолжает расширяться, а грань между НСЖ и ИСЖ становится все более размытой. Например, появились накопительные программы с единовременным взносом на короткий срок (3—5 лет), что характерно для ИСЖ. А присущие классическому НСЖ регулярные взносы (ежемесячные или ежеквартальные) теперь можно найти и в ИСЖ.

«В нынешнем году мы запустили НСЖ с дополнительным инвестдоходом или ИСЖ в рассрочку — «Страйк», — рассказывает генеральный директор СК «Росгосстрах Жизнь» Алексей Руденко. — Он активно продается и уже обогнал классическое НСЖ, а потенциал еще выше: средний чек по рынку ИСЖ — 400 тысяч рублей, а социальный вычет человек получит со 120 тысяч рублей. То есть меньше трети взноса работает на получение вычета. Если заплатить эти 400 тысяч в рассрочку, по 80 тысяч каждый год, то можно с каждых 80 тысяч рублей получить 13% вычета».

Еще одна тенденция — удлинение сроков действия полисов. «В марте мы запустили семилетний продукт ИСЖ с опцией досрочного отзыва, — продолжает он. — Боялись, потому что трехлетних продуктов продается больше, чем пятилетних, и банки считали, что никто не станет отдавать нам деньги на семь лет. Но сейчас в структуре продаж семилетний продукт занимает до четверти. Он лучше продается, чем трех- и пятилетний». Предложение более длинных сроков страхования — для страховщиков вынужденная мера: падение процентных ставок на финансовом рынке вслед за ключевой ставкой оказалось для них большим испытанием. Все полисы страхования жизни — это продукты со встроенными гарантиями: гарантии страховой суммы при дожитии, выкупной суммы при расторжении. Эти гарантии обеспечиваются вложениями средств клиентов в инструменты с фиксированной доходностью, такими как ОФЗ, корпоративные облигации, банковские депозиты. Чем более долгий срок обязательств перед клиентами, тем дольше срок активов, в которые инвестирует СК. «Когда процентные ставки падают, большая часть взноса клиента уходит в инструмент с фиксированной доходностью, чтобы обеспечить гарантии, поэтому меньшая часть взноса остается на дополнительный сервис или возможности заработать дополнительный инвестдоход, — объясняет Алексей Руденко. — Что с этим можно сделать? Один из способов сохранения клиентской ценности — увеличение сроков страхования, потому что одна и та же гарантия на большем сроке стоит дешевле».

Для страхователей покупка длинных полисов — это возможность зафиксировать условия, например, на семь лет. То есть страховщики предлагают продукт, который является аналогом долгосрочного депозита, — от страхования остается только страховая обертка и фиксированный доход на определенный срок.

С гарантией и без

«АльфаСтрахование-Жизнь» первая на российском рынке предложила опытным инвесторам ИСЖ с условной защитой капитала и взносами в рублях и долларах США — «Потенциал роста». Продукт позволяет заработать до 15% в рублях и до 9% в долларах, но есть риск и не вернуть всю вложенную сумму, как в классическом ИСЖ. Работает он так: страховщик покупает на ваши деньги акции нескольких компаний (в зависимости от стратегии) и наблюдает за их ростом или падением, фиксируя показатели каждый квартал. Смысл в том, что для получения инвестдохода акции должны держаться в определенном диапазоне. За верхнюю границу — 100% — принимается начальная цена бумаг на определенную дату. Нижний барьер — 70% от начальной стоимости в долларовой стратегии и 65% в рублевой. Когда стоимость акции с худшей динамикой находится в пределах диапазона, клиенту выплачивается купон в размере определенного процента от вложенных средств. Если на момент наблюдения акции пробили нижнюю границу, купон не выплачивается, но «запоминается». Он добавится к следующему купону, который будет начислен при соблюдении тех же условий. Начиная с третьего квартала первого года действия программы, если «пробивается» определенный барьер, например 105% в долларовой стратегии, срабатывает автоотзыв, и инвестиционная часть продукта закрывается. 99% от суммы взносов при этом возвращаются страхователю. Страховая часть (1% суммы) продолжает работать, защищая от рисков ухода из жизни по любой причине и ухода из жизни в результате внешних событий, а также дожития до определенной даты.

«Ранее мы продавали только продукт со 100-процентной гарантией капитала и участием в росте какого-то индекса, — рассказывает Александр Денисов. — Они и сейчас есть, но не всем клиентам нужен именно такой продукт: людям необходимо разнообразие. Поэтому мы начали предлагать большое количество разных продуктов». Например, полисы, которые напоминают облигации, с такой же срочностью и купонной выплатой, только при этом еще и защищающей от рисков ухода из жизни. Кроме того, ИСЖ с автоколлом, когда выплата купона производится при наступлении определенного события — например, если все пять акций перешли определенный барьер, то клиент получает 10% или 15% от суммы взносов.

В 2021-м «АльфаСтрахование-Жизнь» обещает запустить продукт с возможностью довнесения денег и частичного досрочного изъятия, с привязкой к облигациям, акциям или структурным продуктам. «Мы хотим дать клиентам максимальный набор продуктов и объяснить, что это инвестиция и она может дать такой доход, а может иной или не дать вообще», — говорит Денисов.

Ольга КОТЕНЕВА, Banki.ru