Приобретение ювелирных изделий с целью заработка несет существенные риски, которые не всегда очевидны для частного инвестора. Тем не менее такие инвестиции также могут стать источником дополнительного дохода, пояснила доцент кафедры «экономика и финансы» Пермского национального исследовательского политехнического университета Юлия Карпович.
По ее мнению, в условиях, когда цена на золото в конце января 2026 года впервые в истории превысила 5000 долларов за унцию, а серебро также демонстрирует рекордный рост, интерес к драгоценностям как к активам выглядит вполне оправданным. Этот взлет обусловлен многими причинами, одна из которых — масштабные закупки металлов центральными банками, стремящимися диверсифицировать резервы.
Однако, как отмечает эксперт, не все украшения являются инвестицией. К бесперспективным категориям относят бижутерию из масс-маркета — даже с позолотой, серийные украшения сетевых магазинов без уникальности, изделия с мелкими, низкокачественными или синтетическими камнями, а также устаревшие с точки зрения моды или имеющие сильные повреждения вещи, лишенные коллекционной ценности.
«В современных реалиях ювелирные изделия можно рассматривать как долгосрочный — от десяти лет — способ сохранения капитала, но не как инструмент для быстрого заработка. На это влияют два ключевых экономических фактора. Во-первых, высокая инфляция и девальвация национальной валюты заставляют искать "убежище" в материальных активах, таких как драгоценные металлы, однако стоит понимать, что цена драгоценностей — это не только стоимость металла, но и дизайна, камня. Во-вторых, рост спроса чаще вызван как спекулятивно-инвестиционными настроениями — "лучше купить золотую цепочку, чем держать рубли", так и потребительскими мотивами — "накопил — хочу порадовать себя". Первый фактор поддерживает ликвидность, второй — нет. Текущий всплеск, вероятно, обусловлен именно потребительским фактором в условиях экономической неопределенности», — отмечает Юлия Карпович.
По ее словам, у вложений в ювелирные изделия есть несколько преимуществ. Среди них — осязаемость, которую нельзя «обнулить» хакерской атакой, действиями мошенников или банковским кризисом. Далее — возможность распределить риски, добавляя в инвестиционный портфель дополнительный актив. Стоит учитывать и эстетическую и утилитарную ценность изделий, которыми можно не только владеть, но и пользоваться, получая эмоциональную отдачу. Еще один важный аспект — конфиденциальность: это материальная собственность нигде не фиксируется и не отслеживается, в отличие от счетов в банке и акций. А прибыль от продажи украшения не облагается налогом, что выгодно отличает его от дохода по обезличенным металлическим счетам (ОМС).
К минусам подобных инвестиций относится то, что человек переплачивает за работу дизайнера, бренд и розничную наценку, которая может достигать 300–500% к стоимости металла и камней. При продаже с этой премией приходится расставаться, так как чаще всего изделия могут быть проданы только по стоимости камней и металла. В результате инвестирование сопряжено с высокими входящими затратами, низкой ликвидностью, сложностью оценки и зависимостью от моды.
Есть и дополнительные риски: низкая ликвидность практически исключает возможность быстрой продажи, существует угроза кражи, что влечет за собой расходы на охрану и страхование, и всегда остается риск нарваться на подделку.
Поэтому, подчеркивает Юлия Карпович, далеко не все украшения являются выгодной покупкой: в первую очередь стоит рассматривать винтажные изделия и работы известных ювелирных домов, таких как Cartier, Tiffany, Graff или Фаберже. А также изделия с крупными качественными драгоценными камнями при наличии сертификатов. Если же стоит задача просто защитить капитал от инфляции, то более простыми и ликвидными инструментами для этого традиционно служат золотые монеты или обезличенные металлические счета (ОМС).
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии и делиться своим мнением с другими
Укажите страну и сумму, а мы подберем варианты от проверенных партнеров










