Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предлагает внести поправки в законодательство и нормативные акты, касающиеся распространения «периода охлаждения» на коллективные договоры страхования, которые заключаются при потребительском кредитовании. Об этом сообщил президент ВСС Игорь Юргенс в рамках страхового бизнес-форума «Вызовы года — 2017». Предложения ВСС в ближайшее время будут направлены в Банк России.

В настоящее время период охлаждения действует только при заключении индивидуальных договоров, но большинство банков использует практику коллективных договоров, от которых клиент не может отказаться, так как в противном случае не получит кредит вовсе или ему повысят ставку на 2—3 процентных пункта.

Заморозка вместо охлаждения

В «Народный рейтинг» Банки.ру приходит множество жалоб на то, что заемщики, которым была навязана страховка, не могут получить назад страховые премии при расторжении договора в пятидневный срок, называемый периодом охлаждения. Банки.ру выяснял, почему так происходит.

При коллективных договорах банк покупает страховку у страховой компании, а потом при выдаче кредита заключает с заемщиком договор присоединения к такой страховке.

При этом, как правило, человек не отдает себе отчета в том, что заключил договор по коллективной схеме, а не привычный договор с возможностью отказа от страховки в течение пяти дней после заключения договора с полным или частичным (в зависимости от даты его вступления в силу) возвратом уплаченной премии. Планируется, что с 2018 года этот срок увеличится до 14 дней.

«Агрессивность политики банков в части массового использования коллективных схем заключается в том, что они не дают возможности отказаться от участия в таком договоре, ставя потребителя в дискриминационные условия. И страховая компания никак не может повлиять на эту ситуацию, однако от этого зависит имидж страхового сообщества в целом», — сказал Юргенс.

В связи с этим ВСС предлагает распространить на коллективные схемы действие «периода охлаждения». «Для снижения негативных последствий необходимо внести изменения в закон о потребительском кредите, чтобы обязать банки обеспечивать возможность отказаться от такой услуги в течение 14 дней, или изменения в указание Банка России, которым регламентирован порядок действия «периода охлаждения» по договорам страхования», — пояснил Юргенс.