Минкомсвязь ввела дополнительные требования по проверке качества собираемой биометрии

Дата публикации: 31.05.2019 09:56 Обновлено: 31.05.2019 10:05
1 967
Время прочтения: 3 минуты
Источник
Коммерсант
Темы

Спешное масштабирование сбора биометрии на всю страну привело к большому количеству отбраковки изображений лица и записей голоса. В результате Минкомсвязь ввела дополнительные требования по проверке качества собираемых биометрических данных, в том числе с обязательным использованием решений «Ростелекома», пишет «Коммерсант».

Газета ссылается на опубликованный проект приказа Минкомсвязи, вводящий новые требования к процессу сбора и обработки биометрических данных для направления их в Единую биометрическую систему (ЕБС). Поправки должны решить проблему отбраковки некачественно снятых изображений лица и записей голоса. Как пояснил изданию директор по биометрическим технологиям Почта Банка Андрей Шурыгин, при фотографировании очень важно соблюсти требование по размеру и положению лица в кадре, они описаны в приказе Минкомсвязи; при нарушениях образцы могут отбраковываться ЕБС. В пресс-службе ВТБ отметили, что проблема с многократным отклонением биометрического образца может свидетельствовать о нарушении процедуры сбора в офисе банка (например, наличие второго лица на снимке из-за рекламного плаката за спиной).

Сбор биометрических данных стартовал в банках в июле 2018 года. На сегодняшний день, по данным «Ростелекома», 146 банков собирают биометрию в 5,2 тыс. отделений. К концу года биометрию должны собирать все отделения банков с универсальной лицензией. Данные нужны для удаленной идентификации пользователей при получении банковских услуг.

В «Ростелекоме» (оператор ЕБС) признают наличие проблем. «На этапе масштабирования системы, в начале 2019 года, пользователи испытывали сложности с регистрацией биометрии в банках: снимать фотографию и записывать голос приходилось несколько раз, а процесс получения услуги затягивался до 30—40 минут, — пояснили там. — Это было связано с рядом причин, в том числе с некорректными настройками оборудования и отсутствием контроля качества образцов на стороне банков». Некорректные образцы в ЕБС не попадали, и потому пересдачи биометрии не потребуется, проблемы с ранее собранными образцами при верификации отсутствуют, заверили там.

Для решения проблем с качеством данных Минкомсвязь предлагает в автоматизированном режиме с использованием оборудования «Ростелекома» контролировать собранные образцы и минимум раз в неделю проводить проверки «надлежащего функционирования» систем сбора. По словам замдиректора по операционной деятельности Росбанка Марины Фроловой, сейчас периодичность проверок и использование библиотеки контроля качества «Ростелекома» остается на усмотрение банка.

В ЦБ, комментируя данный документ, отметили, что проект приказа позволит расширить перечень оборудования, с использованием которого можно собирать биометрию без потери качества. Кроме того, введенная возможность кадрирования позволит исключить появление дополнительных объектов на фотографии.

В банках восприняли документ неоднозначно. По словам руководителя департамента развития онлайн-каналов Альфа-Банка Дамира Баттулина, проверка качества сбора биометрии на всей цепочке взаимодействия от банка до ЕБС позволит своевременно обнаружить возможную проблему на каком-то из этапов процесса, однако указанного автоматизированного решения от «Ростелекома» нет, и проверки станут дополнительной нагрузкой для сотрудников. «У нас работоспособность оборудования проверяется в среднем раз в час, а особенно критичные узлы — раз в десять минут, — отметили в банке «Открытие». — Однако названная мера может в дальнейшем перерасти в требование регулярно передавать техническую информацию о работе наших систем во внешний мир». Это необходимо тщательно обсудить со всеми потенциальными участниками сбора данных и детально проработать на предмет соблюдения мер информационной безопасности, отметили там. В ВТБ указывают, что необходимость отображения на фотографии всего лица клиента потребует корректировки процесса сбора биометрических образцов и организации рабочего места.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Уже на первом этапе внедрения ЕБС в деятельность банков возникли прогнозируемые специалистами острые проблемы. Однако Минкомсвязь и Ростелеком ошибаются в своем диагнозе указанных проблем: качество записи персональных данных в банках - это не проблема. Проблема состоит во внутридикторской вариативности устной речи. И она никак не связана с применяемыми банками информационными технологиями и техническими средствами.

Проблема вариативности речи диктора проявляется в непредсказуемом (!) и существенном (!) изменении тонкой структуры его речевого сигнала: в зависимости от даты и времени его удаленного обращения в банк, а также от текущего психофизического состояния. При этом не гарантируется соответствие его сиюминутного речевого сигнала хранящемуся в ЕБС биометрическому образцу. А это каждый раз будет означать ошибочный отказ банка в обслуживании своего клиента. Поэтому я утверждаю, что в сегодняшнем виде проект ЕБС нуждается в кардинальной доработке.

С наилучшими пожеланиями, профессор В.В. Савченко
Scopus Author I 56927771300
Researcher I S-7389-2017
0

s*******@gmail.com
16.06.2019 07:19
Малозатратные и одновременно высокоэффективные технические решения для преодоления проблемы внутридикторской вариативности устной речи в науке давно известны и широко реализованы в разнообразных отечественных и зарубежных IT-разработках. К ним, в частности, относятся системы голосового самоанализа (от англ. "voice self-analysis"). Установив любую из подобных систем на свой смартфон в качестве бесплатного приложения, каждый клиент получит возможность не только проконтролировать акустические качества своего речевого сигнала в момент его обращения в банк, но и отрегулировать эти качества на должном уровне путем голосового тренинга в режиме on-line.
0

s*******@gmail.com
16.06.2019 07:20
Согласно п. 13 (предпоследний абзац) приложения 1 к приказу Минкомсвязи № 321 сбор биометрических образцов записи голоса каждого отдельного субъекта биометрии должен производиться исключительно при условии его нормального, т.е. невозбужденного "эмоционально-психологического состояния, без явных признаков заболеваний, препятствующих произнесению сообщений или способных нарушить тембр и звучание голоса". Легко сказать: "при условии нормального состояния субъекта". А где гарантия, что оно нормальное на подсознательном уровне? Даже в банке на этот вопрос не добиться ответа. Тогда что можно сказать определенного о состоянии клиента при обращении в банк через смартфон? И как тогда его контролировать?

С наилучшими пожеланиями, профессор В.В. Савченко
Scopus Author I 56927771300
Researcher I S-7389-2017
0

Материалы по теме