В 2022 и 2023 годах российский бюджет исполнен с дефицитом. Этот год сохранит тенденцию — ожидается, что расходы снова превысят бюджетные доходы. Однако правительство продолжает инвестировать средства в проекты, платит пособия и зарплаты.
Вместе с финансовым аналитиком объясняем, откуда правительство берет деньги в такой ситуации и почему это хорошее время для частных инвесторов.
Какой дефицит бюджета в России
Дефицит — это когда расходы бюджета больше, чем доходы. Это может происходить по двум причинам: либо государство больше тратит, либо меньше зарабатывает.
В 2022 году дефицит бюджета составил 3,3 трлн рублей, что равно 2,3% ВВП. По итогам 2023 года госбюджет исполнен с дефицитом 3,2 трлн рублей (1,9% ВВП). По итогам этого года Минфин ожидает дефицит в пределах 1,5 трлн рублей (0,9% ВВП).
Однако расходные и доходные статьи выросли выше плана за этот период: например, по итогам 2023 года в российский бюджет поступило 29,123 трлн рублей (+4,8% к 2022 году).
Поэтому однозначно оценивать эту ситуацию как плохую нельзя.
Дефицит бюджета — это плохо или хорошо?
Дефицит бюджета не говорит о кризисе в экономике, считает главный аналитик Банки.ру Богдан Зварич. Государству необходимо финансировать инфраструктурные проекты, которые в будущем позволят вернуть вложенные средства через налоговые поступления. В такой ситуации государство выпускает облигации, получает средства и инвестирует их в развитие проекта, что в дальнейшем дает финансовый результат в виде роста поступлений в бюджет, а это позволит закрыть долг в будущем.
«При этом в текущих экономических реалиях сам по себе объем долга не имеет большого значения, пока эмитент (тот, кто выпускает долговые бумаги, облигации) может обслуживать свой долг. Сейчас бо́льшая часть долга рефинансируется, то есть под возврат средств по облигациям, которые прекращают свое обращение, выпускается новый долг, а средства, полученные от его размещения, идут на погашение старых облигаций. Это характерно как для государственного, так и для корпоративного долга», — объясняет Зварич.
Как пример можно привести Японию, где долг практически вдвое превышает ВВП страны, однако это не приводит к катастрофическим последствиям. Основным же вопросом выступает стоимость обслуживания долга. Она зависит от ставок в экономике. В случае роста ставок в экономике инвесторы будут просить более высокую доходность при выпуске новых облигаций, в результате у эмитента будет расти стоимость обслуживания долга, что, если мы говорим о государстве, будет негативно влиять на бюджет, способствуя росту его дефицита.
Такая ситуация сейчас складывается в США, где резко начала расти стоимость обслуживания долга, что вызывает опасения у инвесторов. Если предположить, что такая динамика продолжится, в какой-то момент может сложиться ситуация, что эмитент не сможет обслуживать свой долг, в результате чего вынужден будет объявить дефолт.
Если государство тратит больше, чем зарабатывает, откуда деньги?
Если посмотреть на мировую практику, то основным источником финансирования дефицита бюджета являются государственные заимствования в виде облигаций. Это так называемые внутренние заимствования.
Облигация — это ценная бумага, по которой эмитент получает деньги в долг от инвестора. Эмитент гарантирует выплату инвестору в определенный срок стоимость облигации (номинал) и процент за пользование средствами (купонный доход) в будущем. Это что-то вроде кредита: государство ищет деньги на свои нужды, а инвестор их одалживает под проценты.
Второй вариант для покрытия бюджетного дефицита — пополнять бюджет из специальных фондов, которые формируются во времена профицита бюджета. В России тоже есть такая структура — Фонд национального благосостояния (ФНБ).
В конце 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин поручил направить 1 трлн рублей из ФНБ на покрытие дефицита бюджета, в первую очередь на исполнение социальных обязательств. В 2023 году 3 трлн рублей из резерва ушло на погашение дефицита.
Объем ФНБ на 1 апреля 2024 составляет 12,53 трлн руб., или 8% ВВП, ликвидная часть приблизилась к отметке 5 трлн руб. При этом в течение года правительство пополняет резервы за счет доходов от управления средствами фонда и нефтегазовых доходов.
Как гражданам заработать на дефиците государственного бюджета
Государственные облигации — одни из самых надежных долговых инструментов. Доходность может быть выше, чем по вкладам, поэтому покупатели гособлигаций получают более высокий доход, чем при размещении средств на депозитах.
«При этом облигации в отличие от вкладов, досрочное закрытие которых ведет к потерям в процентах, не обязательно держать до погашения. Купоны по облигациям выплачиваются обычно раз в квартал, полугодие или год, однако купон „падает“ ежедневно, что учитывается в цене, — рассказывает главный аналитик Богдан Зварич. — В результате, даже не дожидаясь погашения, облигацию можно продать и получить средства за все время удержания облигации на руках. Если же покупать облигации с постоянным купоном, то в момент смягчения денежно-кредитной политики со стороны регулятора и снижения ставок в экономике, облигации позволят заработать и на росте их цены».
Для частных инвесторов доступны к покупке облигации федерального займа (ОФЗ). Для инвесторов, которые не любят риск или хотят диверсифицировать портфель, сейчас подходящее время для покупки ОФЗ. Подробнее об этом можно прочитать в специальном материале.
На Банки.ру можно сравнить стоимость и доходность российских государственных облигаций, а также Беларуси и Казахстана. Как только подберете подходящие бумаги, откройте брокерский счет — на сайте представлены 36 предложений от ведущих брокеров.