Лизинг-2015: стратегии для кризиса
Ликвидные игроки останутся на рынке, однако сократят до минимума новый бизнес, прогнозируют лизингодатели
Фото: Fotolia/joebakal

Проблемы в российской экономике и финансовом секторе, уже подточившие рынок лизинга в 2014 году, достигли своего апогея в середине декабря. Российская валюта почти вдвое подешевела к доллару и евро только по официальному курсу, а решение Центробанка резко поднять ключевую ставку в попытке обуздать валютную нестабильность усугубило и без того острую в свете западных санкций проблему доступа финансистов к дешевым деньгам и прибавило веса «рецессионным» прогнозам для России.

Портал Банки.ру спросил представителей крупнейших лизинговых компаний, как это все отразится на ситуации в сегменте, кому удастся удержаться на рынке и как участники адаптируют свои стратегии к новым экономическим реалиям.

Дмитрий Зотов, генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М»:

— Текущая валютная динамика привела к значительному повышению ключевой ставки. Как следствие, выросла стоимость кредитов в банках, а также значительно снизилась доступность их получения. Думаю, что данная ситуация будет сохраняться на протяжении I квартала 2015 года: банки займут выжидательную позицию и будут ограничивать объемы выдачи, повышать ставки по кредитам и размер дисконтов. Безусловно, это не может не отразиться на стратегии компании.

Девальвация ведет к росту стоимости активов — как импортных, так и отечественных с использованием импортных комплектующих. В первую очередь это касается автотранспорта, авиации, оборудования. Вероятно, клиентам придется переориентироваться на активы отечественного производства или корректировать свои планы по закупкам в сторону уменьшения количества и роста стоимости.

В данный момент мы корректируем финансовый план на 2015 год с учетом новых ставок по кредитам и роста стоимости активов импортного производства, а также прорабатываем стресс-сценарий на случай дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации.

Пассивы и активы «ТрансФин-М» сбалансированы по валютам, порядка 95% обязательств номинированы в рублях, поэтому потерь от курсовых разниц мы не несем.

Андрей Писаренко, генеральный директор компании «Элемент Лизинг»:

— В компании стратегия утверждена, и на текущий момент вносить существенные изменения не планируем, так как наше фондирование и выручка наших клиентов — рублевые. Динамика валют напрямую не оказывает критического влияния на нашу деятельность.

Александр Михайлов, вице-президент компании «Европлан»:

— 2015-й станет годом ухода с рынка тех компаний, которые в 2014 году еще имели доступ к финансированию. В хорошие времена было возможно оставаться малокапитализированными, низкодоходными, с плохой ликвидностью (когда долгосрочный лизинговый портфель фондирован более краткосрочными обязательствами), но быть приближенными к государственным банкам и гарантиям — и из-за этого получать кредиты. В 2015 году сами государственные банки оказались под санкциями и перед закрытыми внешним рыками. Ликвидные лизинговые компании останутся на рынке, однако сократят до минимума новый бизнес. Поэтому сам факт того, что компания остается на рынке и продолжает передавать в лизинг технику, генерировать новый бизнес, будет означать успешность стратегии этой компании.

Для нас это возможность взять на себя те сделки и работать с теми лизингополучателями, которыми ранее занимались другие компании. Мы этому, как любые здравомыслящие люди в такой ситуации, не сильно радуемся, однако факт остается фактом — для высококапитализированных компаний с доступом к фондированию появляются новые возможности на лизинговом рынке. Наша собственная стратегия будет заключаться в экономии издержек и минимизации перекладывания возросшей стоимости финансирования на лизингополучателей.

Сегодня лизинговому сообществу необходимо работать над консолидацией в борьбе с неплательщиками и мошенничеством, чтобы незначительное количество «плохих» лизингополучателей не испортило портфель «хороших». Кроме того, нужно фокусировать деятельность государственных лизинговых компаний, подпадающих под санкции, только на крупных, стратегически важных проектах государственного значения, освобождая тем самым занятые ими сегменты рынка, где был и успешно работал и так незначительный частный капитал, который сам привлекал туда новые инвестиции. Потому что если такие сегменты будут слишком долго заняты государственными компаниями, частному капиталу будет туда не вернуться, и тогда развитие, например, автолизинга будет замедлено на многие годы вперед. От этого пострадают обычные пользователи автомобилей. Ну не хотим же мы, чтобы, скажем, парикмахерские в стране стали принадлежать какой-нибудь государственной корпорации под предлогом развития малого бизнеса…

Артем Кохтачев, коммерческий директор компании «Петролизинг-Менеджмент»:

— ЗАО «Петролизинг-Менеджмент» всегда консервативно подходило к финансированию лизинговых проектов в иностранной валюте для клиентов, не обладающих валютной выручкой. Таким образом, мы не ожидаем существенного повышения уровня просроченной задолженности по договорам лизинга, номинированным в валюте.

С другой стороны, в портфеле компании есть клиенты, использующие в своей хозяйственной деятельности материалы и сырье, закупаемое за рубежом. У таких клиентов наметились определенные трудности в исполнении лизинговых обязательств, вызванные девальвацией рубля, которая привела к росту себестоимости выпускаемой ими продукции и снижению доходности.

Поскольку основным принципом работы ЗАО «Петролизинг-Менеджмент» является клиентоориентированность, мы всегда готовы пойти нашим клиентам навстречу в сложных для них ситуациях и совместно преодолеть трудности бизнеса, вызванные экономической нестабильностью в стране.

Кирилл Царев, первый заместитель генерального директора компании «Сбербанк Лизинг» (оценка, озвученная на конференции «Лизинг в России» в начале декабря):

— Рост банковских процентных ставок и замедление экономического роста приведут к тому, что в следующем году точно будет сокращение объема инвестиций на рынке лизинга.

Мы и в этом году уже видели падение инвестиций в основной капитал. Просто есть определенная «задержка» на рынке, например, автолизинг пока растет, потому что более массовые сегменты обычно кризис чувствуют позже, чем крупные компании.

Сейчас рынок находится в сценарии, похожем на 2008—2009 годы, однако теперь негативные тенденции будут длиннее и глубже. Рынок ждет очередная проверка, кто как выстраивал системы риск-менеджмента и как формировал портфели сделок.

Алексей Смирнов, генеральный директор компании CARCADE:

— Своим решением о повышении ключевой ставки до 17% ЦБ внес серьезные коррективы в дальнейшее развитие финансового рынка РФ, а значит, и в работу лизинговых компаний. Заемные средства для всех участников рынка стали намного дороже. В связи с этим руководство CARCADE внесло коррективы в работу компании, для того чтобы адаптировать ценовую политику к новым условиям, сохранить высокий уровень финансовой устойчивости, обеспечить выполнение всех обязательств перед клиентами, кредитными организациями, поставщиками.

Реагируя на повышение стоимости заемных средств, мы скорректировали ценовую политику. В нынешних условиях снижается «качество» клиентов, и мы уделяем приоритетное внимание политике риск-менеджмента. При этом наши технологии позволят оптимально сочетать управление рисками с обеспечением доступности финансирования для большинства клиентов, включая простоту и высокую скорость оформления лизинга. Автолизинговые решения CARCADE сохранили свою гибкость и возможность индивидуальной настройки под интересы лизингополучателя. Мы продолжаем принимать заявки на лизинг и финансировать приобретение автомобилей для наших клиентов.

Если говорить о стратегии на 2015 год, то мы подготовили несколько вариантов действий исходя из дальнейшего развития ситуации. Стратегическая цель остается неизменной — повышать доступность автолизинга, создавать продукты и предложения, отвечающие потребностям клиентов.

Алексей Сичинава, заместитель генерального директора компании «ВЭБ-лизинг»:

— Мы придерживаемся утвержденной ранее стратегии развития на 2015 год, изменения в ней минимальны. В частности, мы незначительно увеличили авансовые платежи по лизингу в сегменте автотранспорта и спецтехники, скорректировали планы продаж по некоторым продуктам в сторону уменьшения. Колебания курсов валют не так остро сказываются на нас — не в последнюю очередь потому, что договоры лизинга с представителями малого и среднего бизнеса мы заключаем в рублях.

Сейчас мы очень внимательно следим за тем, как себя ведут и как себя чувствуют автодилеры. Если раньше при вхождении в сделку мы оценивали только финансовое состояние лизингополучателя, то теперь мы также внимательно смотрим на состояние поставщика, чтобы он имел возможность исполнять свои обязательства по поставкам техники. К сожалению, бывали такие прецеденты, когда даже после внесения 100-процентной предоплаты дилеры не поставляли нам технику… Впрочем, случаи эти разовые, и ничего критического в целом по отрасли мы пока не наблюдаем, не заключаем рисковых сделок и выстраиваем конструктивные отношения с основными партнерами с учетом экономических реалий.

В целом мы занимаем спокойную выжидательную позицию, наблюдаем за ситуацией на рынке. Резкое повышение курсов валют и информация о предстоящем удорожании автомобилей способствовали активному росту лизинговых продаж в декабре, также мы зафиксировали уменьшение дебиторской задолженности, которая росла в течение года.