Это был первый банк, который я выбрала сознательно. Не без влияния случайности и рекламы. Да.
"City never sleeps"! Как красиво. Земной шар. Солнце, встающее на востоке. Утро, захватывающее мир. Мощная группа банков. И вот дочка этой группы появляется у нас. Новый год. 2005. Гуляем с ребёнком по новому торговому центру. Праздничное настроение. Девочки у стойки. Молоденькие. Каникулы, девочки работают. Увидев логотип Сити, не могла не подойти.

И что же они предлагают? Кредитные карты? Это что за зверь? Кредитная линия. Возобновляющаяся. Интересно. И как же это работает? А очень просто.

Заинтересовало. Раньше слышала о таком, но не задумывалась. Один из банков, в котором брала в кредит дочери МР3-плеер, и закрыла кредит досрочно - была курьёзная история. Тот банк начал присылать выписки по кредитной карте, которую забыл прислать. Я несколько месяцев звонила туда и требовала либо прислать карту, либо прекратить издеваться надо мною, присылая выписки, тем более, что чувствовала в этом опасность. Так будут слать выписки, а потом захотят, чтобы я им за эти выписки заплатила. Еле избавилась!

Но это же Сити! Который never sleeps! Подумала я, подумала, и решила - соглашусь! Зарабатывала я тогда уже неплохо. Кредитный лимит мне предложили 35 000 рублей. Вполне-таки нормально. В пределах примерного месячного дохода. Да я и не обязана его тратить! А запас никогда не помешает.

Оформили заявку, сфотографировали паспорт, загранпаспорт и меня! И через 2 недели я получила свою первую карту! Красивый прямоугольничек из пластика с моей фотографией. Под логотипом того самого Сити, который казался сказкой и мечтой из другого мира. Необыденного. Блестящего. Сказочной сопричастностью с мировым гигантом. Который never sleeps!

Сервис банка завораживал изяществом. Банкоматы, принимающие наличные. Не нужно стоять в очереди - очень легко вносить деньги. Телефонный сервис. Всегда можно набрать номер и уточнить задолженность. Беспроцентный период погашения до 50 дней. Сейчас это нам кажется очевидным, а тогда - это было чудо. В гипермаркетах не нужно считать мелочь - вжик - провели картой, набрала пин-код - и пожалуйста - тележка с продуктами в твоём распоряжении. Бесплатно!

А, получив выписку, спокойно идёшь и через банкомат оплачиваешь все свои покупки раз в месяц! Просто восторг! Наверное, сейчас моё восхищение покажется вам не совсем адекватным - но первая любовь и не может быть адекватной! Я - в прошлом рядовой работник с рядовой зарплатой - и вдруг клиент Ситибанка!

Поскольку я была очень аккуратным клиентом, кредитный лимит мне скоро увеличили. Мне это было не очень-то и нужно, но приятно. Приятно ощущать себя представителем среднего класса, которому доверяет такой банк.

Где-то через полгода мне позвонили из банка и предложили кредит. 130 000 рублей. Я как раз собиралась в отпуск. Было отложено на путёвку. В Болгарию. Нет, мы поедем в Италию! Рим, Венеция, Пиза... Адриатика. Да, берём кредит и в Италию! Так на поездку в Италию не хватало - а я, потому что такая хорошая и аккуратная, получила возможность поехать именно в Италию! Восторгу не было предела. Сумма ежемесячного платежа по кредиту была более чем скромная. И составляла где-то 1/20 моих доходов. Доходы росли. Банк увеличил лимит по кредитке, появилась дебетовая карта, на счёт которой я гасила кредит.

Спустя год банк предложил перекредитоваться на большую сумму. Мне это не очень-то и надо было, но я согласилась. Почему бы и нет? Всё было хорошо. С сотрудниками банка я общалась крайне редко - все операции делала через банкоматы. В городе отделений множество. В любом из них можно спокойно произвести оплату задолженности. И снять без комиссии свои деньги с дебетовой карты. Несколько лет продолжалась идиллия. Время от времени звонили любезные сотрудники и сотрудницы, интересовались, всё ли меня устраивает, и нет ли у меня претензий к работе банка. Никаких претензий у меня не было! Абсолютно. Ничем не омрачённое ощущение комфорта и гордости от того, что я являюсь хорошим клиентом хорошего банка, который never sleeps!

Спустя еще год банк перекредитовал меня вновь и кредит в результате составил 230 000 рублей. Ежемесячный платёж по-прежнему меня нисколько не беспокоил. Даже более того - на дебетовой карте всегда был запас на 2-3 платежа.

Ну вот я и приближаюсь к драме. Или трагедии - жанр определить трудно. Сентябрь 2008 года. Всё ещё безоблачно. Банк предлагает кредитную карту, кобрендинговую с Люфтганзе. Мили за покупки. Заманчиво. Накопить премиальные мили и протестировать сервис немецкой авиакомпании! Соглашаюсь! И никаких тревожных предчувствий даже не шелохнулось. Напоминаю - сентябрь. 2008. Всё стабильно. Всё прекрасно. Всё здорОво.

И вдруг...
Сентябрь - месяц больших заработков и больших тиражей. Ну, а после - сезонный спад. Начинаются какие-то странные процессы. Начинаются задержки платежей. И объём рекламы начинает катиться вниз. Резко. Стремительно. Сперва кажется - обычный сезонный спад. А потом впервые звучит слово
кризис. Мировой. Откуда у нас? Да наша экономика работает как часы!?

Однако всё было так как было. Запасы были. Казалось, что это безумие скоро кончится и всё будет как прежде. К новому году я поняла, что денег на оплату задолженности едва хватает. Позвонила в банк. Хотела узнать, нельзя ли что-то сделать. Заняла у друзей. Январь закрыла. После 10-дневных каникул вышли на работу. С надеждой, что в новом году всё образуется. Но чуда не произошло. Объёмы не восстанавливались. На работе сократили часть сотрудников. Руководство договорилось о рассрочке арендной платы за офис. Зарплату вынуждены были сократить до минимума. Нужно было выжить. Я срочно начала искать дополнительную работу по совместительству, но это оказалось нереальным. Предприятия и фирмы сокращали сотрудников. Пришлось вспомнить, как продавать газеты в электричке, как наклеивать объявления в выходные по рублю за штучку. Разовые заработки решали проблему выживания, но платить по кредиту было не на что. Я продала всё, что можно было продать, и заняла у всех, у кого можно было занять. Так я продержалась до марта. И всё.

Обращение в банк за рассрочкой, отсрочкой и не знаю ещё за чем - просто за консультацией - ничего не дало. Сотрудники говорили, что кризис выдумали и никакого кризиса нет. Но я звонила и звонила. Пока не поняла, что мне некому отвечать. Что в любимом мною когда-то колл-центре просто не могут мне ничего ответить. Потому что им нельзя. Потому что... Потому что звоню уже в другой колл-центр.

И вот так я оказалась наедине со своей проблемой. Ну а потом со мною уже стали говорить сотрудники другого сорта. Любезности как и не бывало. Да я и не ждала любезности. И сама переживала этот облом по полной программе. Слава Богу, переживать мне было сильно и некогда. Нужно было обеспечивать себе и семье хлеб насущный. Не буду останавливаться на ужастиках. Этого уже все начитались выше крыши. И это уже никому не интересно. Хочу воспользоваться сайтом, чтобы обратиться к банку.

Сейчас ситуация уже не столь критична, как была в 2008-2009 и начале 2010. Мой долг банку составляет около 180 000 рублей. Больше 6000 рублей в месяц я реально пока не могу платить. Почему бы банку не подумать о том, чтобы из должника, приносящего убытки, сделать меня клиентом, приносящим прибыль. Понимаю, что сотрудники колл-центра ответить на этот вопрос не могут. У них другие задачи и другие полномочия. Прекрасно понимаю, что это связано с риском и для банка и для меня. Но…

По кредиту в 230 000 рублей ежемесячный платёж составлял чуть больше 6000 рублей. Тогда это было для меня легко. Сейчас - не очень легко, но 6000 рублей в месяц для меня подъёмная сумма. Работать я прекращать не планирую. На здоровье не жалуюсь. А если я вместо внесения просроченной задолженности буду вносить ежемесячный платёж по кредиту - я просто буду себя чувствовать иначе. И сделаю всё возможное и невозможное, чтобы не выбиться из графика. Честно говоря, та ситуация, которая существует сейчас, меня не напрягает. Но я же понимаю, что ситуация ненормальна. И что банк это не устраивает. 30 месяцев - слишком большой срок. А увеличить платёж без риска для жизни пока не могу.

Надеюсь на диалог. Мне уже говорили, что моя просрочка слишком велика для реструктуризации. Но надежда умирает последней. А любовь, которая у меня была к банку, не прошла. Просто обстоятельства сделали её безответной!

Ну и хочу обратиться к штатным комментаторам с общими фразами типа - договоры надо выполнять и не умея кредиты не брать - прошу умерить пыл. И так тошно! Ничего нового я не услышу, а мне оччень нужен позитивный настрой.

С уважением к банку
Першинг, желающая принести Ситибанку прибыль

P.S. Ну вот опять про обслуживание ничего толком не сказала. А обслуживание я оценила. Хорошее обслуживание. Но, увы, не до него. Если будет нужда - дополню. Сказать есть что.

P.P.S. Хочу поблагодарить сотрудника, представившегося как Андрей Вишневский за методическую помощь в погашении задолженности. И моральную поддержку.