​Как обмануть Большого Брата

Можно ли сохранить неприкосновенность частной жизни от финансовых организаций?

Дата публикации: 20.12.2018 00:06 Обновлено: 21.12.2018 00:07
47 060
Время прочтения: 5 минут
Автор
Анна Пономарева, обозреватель в Банки.ру с 2015 по 2019 год
Анна Пономарева обозреватель в Банки.ру с 2015 по 2019 год
Источник
Banki.ru

За нами постоянно следят. Это не паранойя, а реальность. Смартфон — это не только идеальный помощник, но и такой же идеальный шпион. Какую информацию получают банки и как скрыться от всевидящего ока?

О клиентах мы знаем всё

Сейчас банки и другие компании анализируют всю возможную информацию о своих клиентах. Это не только финансовые трансакции, но также круг общения и геоданные. В партнерстве с сотовым оператором банк будет знать о человеке больше, чем его ближайшие родственники.

«У нас есть самый полный срез информации по нашим клиентам. Это интернет-поведение, геоинформация, звонковая информация. Всю эту информацию мы используем для построения качественных моделей», — рассказал на конференции fin Data 2018 cтарший менеджер по исследованию больших данных Tele2 Артем Климов. Оператор предлагает банкам свою помощь в проведении рекламных кампаний. «С одним из банков у нас был такой кейс. В тот момент, когда клиент заходил в пресс-центр, ему приходило сообщение от банка с предложением кешбэка за покупки в 2%. Это позволило увеличить обороты по картам на 7%, а по целевой группе увеличение оборотов составило 31%», — сообщил он.

Неприкосновенность частной жизни? Забудьте!

Эксперты говорят о том, что в ближайшем будущем идея неприкосновенности частной жизни в ее современном виде исчезнет.

«Сбор информации ведется для профилирования клиентов и последующей контекстной рекламы. Производители мобильных устройств и мобильных операционных систем заявляют о том, что собираемая информация анонимизирована и не может быть отнесена к конкретному человеку, но механизмов контроля и проверки этого не предусмотрено. С точки зрения сохранности личных данных ситуация будет только ухудшаться. С развитием IoT (Интернета вещей) информацию о человеке, его распорядке дня и привычках начнут собирать не только смартфоны, но и огромное количество других «умных» устройств. С одной стороны, это хорошо, так как позволит обеспечивать бытовой комфорт на принципиально новом уровне. С другой стороны, под угрозой может оказаться сама идея частной жизни», — отмечает начальник отдела консалтинга центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Павел Волчков.

«Каждый день за нами следят все кому не лень: наш собственный телефон, компьютер или ноутбук, камеры на улице, в транспорте... Защититься от этого совсем, кроме как уехать жить в тайгу, выкинув все гаджеты, невозможно.»

Количество информации о пользователях, доступной банкам, с годами будет только расти, говорит технический директор QratorLabs Артем Гавриченков. «Но уже на данный момент банки знают о своих клиентах так много, что любой, кто имеет доступ к данным об активных пользователях финансовых сервисов, получает серьезное понимание того, чем эти люди живут, как ведут свой бизнес, сколько получают и тратят денег. Так, банк, являющийся единственным провайдером финансовых услуг для пользователя, точно знает уровень его дохода, поскольку все поступления на зарплатную карту четко фиксируются в истории движения денежных средств. Помимо этого, банк обладает информацией о том, где человек обедает, покупает продукты, в каких ресторанах любит чаще бывать. Поскольку на сегодняшний день большинство людей расплачивается везде, как правило, пластиковой картой, в результате даже при небольшом (и взаимовыгодном) обмене данными с магазинами и ресторанами банк составляет полный профиль клиента. И в дальнейшем после необходимого усреднения статистические данные о своей клиентской базе банк может продавать любым третьим компаниям», — рассказывает он.

Каждый день за нами следят все кому не лень: наш собственный телефон, компьютер или ноутбук, камеры на улице, в транспорте. Защититься от этого совсем, кроме как уехать жить в тайгу, выкинув все гаджеты, невозможно. Да и следят за вами скорее ради маркетинга: собрать побольше сведений, чтобы потом показывать таргетированную рекламу. Ничего особенно страшного в этом нет, но, если вас такое положение вещей раздражает, можно, следуя простым правилам, максимально из этого информационного поля выпасть.

Артем Гавриченков считает, что главное — держать «руку на пульсе» и оперативно реагировать на появляющиеся новости: когда банки начнут в полной мере использовать данные по частоте посещений аптек, больниц, магазинов и ресторанов при составлении кредитной истории, эта информация достаточно быстро окажется у всех на слуху, и в этом случае для многих людей модель угроз поменяется в отрицательную сторону.

Как сделать жизнь менее прозрачной

Вот какие советы дали эксперты тем, кто хотел бы сделать свою жизнь менее прозрачной.

Отключите доступ к камере и микрофону

Пройдитесь по настройкам в смартфоне и отключите доступ к камере и микрофону приложениям, которым это, по вашему мнению, не нужно. По умолчанию многие программы это сами себе разрешают и собирают о вас данные. Ну, например, угадайте, как при словах «Привет, Алиса» вам отвечает бот «Яндекса»? Просто микрофон постоянно слушает эфир и реагирует на определенные ключевые слова. А заодно может собирать информацию. Ведь если он не отзывается, это не значит, что он ничего не записывает.

Не регистрируйтесь под реальными данными

«Я бы рекомендовал максимально сократить предоставляемую о себе информацию в Интернете, особенно в социальных сетях, по возможности не регистрироваться под реальными данными в различных сервисах. Более радикальной мерой может стать полный отказ от смартфонов и социальных сетей, однако в современных реалиях такой сценарий выглядит крайне утопичным», — говорит Павел Волчков.

Не пользуйтесь зарплатной картой как расчетной

Пользователям следует иметь как минимум две карты: зарплатную (на которой хранятся основные средства) и дополнительную. Расплачиваться в магазинах всегда зарплатной картой крайне не рекомендуется, в том числе из соображений безопасности накопленных на ней средств: для проведения повседневных операций следует использовать вторую карту, и теперь не можем не отметить, что это может быть карта другого банка.

Сегментируйте потоки данных

Можно сегментировать потоки данных — например, завести отдельную карту для строго определенного ряда покупок: в аптеке или поликлинике расплачиваться одной картой, а в ресторане — другой. Подобную сегментацию платежей применять довольно важно, поскольку информация о том, в каких местах мы питаемся, что покупаем и как часто болеем, может быть использована банком для обмена данными со страховой компанией и формирования кредитно-страховой истории клиента.

Позвоните оператору и откажитесь от рекламных рассылок

Запретить определять ваше местоположение сотовому оператору невозможно, да и незачем. Но можно отказаться от рекламных рассылок. Тогда вы не будете получать от оператора таргетированные по вашему местоположению рассылки формата «Рядом с вами открылась новая кофейня». Отказаться можно при звонке в кол-центр оператора, через личный кабинет или в салоне связи.

Анна ПОНОМАРЕВА, Антонина САМСОНОВА, Banki.ru


Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Babylon2257
20.12.2018 08:16
Я ещё могу понять сомнения по поводу отказа от смартфона, но что такого утопичного в отказе от соцсетей?
16

29041953
20.12.2018 08:59
не утопичного, а утопающего в этой стряпне одни про общение, а другие про все остальное за счет их общения, пора раскрыть на все глаза опять шишки на елке пустые, а скоро будет и голодно, россказнями же не накормишься
0

Petr1965
20.12.2018 09:13
Честному человеку скрывать нечего. Никогда не отказывался от рекламных рассылок, если они были таргетированы и по делу. Наоборот, несколько раз получал существенную выгоду, получив информацию, которой раньше не имел. Пример - оформил в соответствии с предложением по е-мейл карту одного банка (дочки иностранного) в период акции с 1000 бонусных рублей на ней, снял деньги и через 2 недели закрыл эту карту и все счета в этом банке, отозвав разрешение на обработку персональных данных. Другой пример - получил СМС о начислении 500 бонусных рублей в одной из торговых сетей. Пришел и купил на них относительно нужную вещь (кабель к компьютеру). Третий пример - получил по телефону предложение о бесплатной медицинской диагностике. Пришел и сделал, получил результат, от всех последующих предложений отказался и ушел. Еще пример - один банк (тоже дочка иностранного) предложил карту с бесплатным обслуживанием и повышенным кэшбеком в первый год. Чтобы получить такой кэшбек надо было набрать 4000 бонусных баллов и обменять их на рубли. Набрал, обменял. Закрыл карту и все счета в этом банке. Зачем мне существенно ухудшенные условия на второй год владения картой? Что в этих предложениях плохого??? Если у Вас развита способность к критической фильтрации контента - пусть предлагают. А там посмотрим....
13

Bald
20.12.2018 10:23
Petr1965 пишет:
Честному человеку скрывать нечего.


Наклейте на дверь подъезда опись ценностей, хранящихся в вашей квартире.
41

Petr1965
20.12.2018 11:00
Bald пишет:
Petr1965 пишет:
Честному человеку скрывать нечего.


Наклейте на дверь подъезда опись ценностей, хранящихся в вашей квартире.


Вообще-то до сих пор это не было кому-то интересно. Но если Вы интересуетесь, могу Вам сообщить:
1. Я.
2. Компьютер, телевизор, холодильник, стиральная машина, электроплита.
3. Мебель дешевая (ДСП): диван, стол письменный, кресло, шкаф платяной, шкаф книжный, кухня, стол обеденный, две табуретки, шкаф-купе в прихожей, тумба для обуви.
4. Посуда б/у: несколько тарелок, ложек, вилок, ножей, 3 кастрюли и 2 сковородки, 2 стакана и 2 кружки.
5. Одежда б/у.
6. Денег, ценных бумаг и драгоценностей -1 500 рублей на непредвиденные расходы и коробка с мелочью в прихожей.

Лишнего не имею, что и всем советую. Так жить намного легче.
16

Материалы по теме