На зарядку становись!
Российские банки ждут, когда рынок электромобилей зарядится оптимизмом повышенного спроса
Фото: Fotolia/ALDECAstudio

По прогнозам, рынок электрокаров в России в ближайшие годы ждет взрывной рост, но такого продукта, как автокредит для электромобиля, не существует. Банки.ру выяснял, можно ли купить новую Teslа в России с помощью стандартного автокредита.

Электромобиль въехал в ПДД

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в начале недели подписал изменения в Правила дорожного движения. В ПДД были добавлены новые термины, такие как «электромобиль» и «гибридный автомобиль». Одновременно вводятся и новые дорожные знаки с обозначением мест зарядки электромобилей. «Новые термины и знаки понадобились в связи с ускоренным развитием экологически чистого вида транспорта с целью обозначения мест зарядки электромобилей и обеспечения возможности их парковки», — объяснял Минтранс.

Согласно прогнозу Министерства энергетики, к 2020 году рынок электрокаров в России должен составить 200 тыс. машин. По данным аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2017 года в России насчитывалось 920 электромобилей, представленных несколькими моделями, из них чуть более 30% состояли на учете в Москве (281 шт.). Что касается инфраструктуры, то сейчас в Москве уже более 80 точек, где установлены общественные зарядки для электроавтомобилей.

Предлагать особые программы для покупки электрокаров нет смысла

Обнаружить программу для покупки электромобиля с помощью автокредита с помощью сервиса по подбору кредитов Банки.ру не удалось. Крупнейшие игроки на рынке автокредитования Сетелем Банк, ВТБ 24, «Русфинанс» сообщили, что не кредитуют покупку электромобилей.

Несколько банков ответили, что готовы предоставить автокредит на приобретение электромобиля. «В Кредит Европа Банке клиент может оформить автокредит на автомобиль любого типа, в том числе электромобиль», — сказали в пресс-службе банка. «Мы выдаем кредиты на покупку электромобиля, только если клиент планирует его приобретение у официальных дилеров. Никаких особых условий для этого не вводили, и кредит на приобретение электромобиля ничем не отличается от кредита на любое другое авто. Наша ставка на автокредит — 16% при предоставлении полного комплекта документов. Выдаем на срок до пяти лет. Страховка понадобится обязательно, и клиент может выбирать страховщика сам. Однако официальные дилеры завозят слишком мало электромобилей в страну, поэтому формировать для этих покупателей какие-то особые условия пока не имеет смысла», — прокомментировал директор департамента развития розничного бизнеса РосЕвроБанка Антон Суворкин.

«Люди просто платят наличными»

В салоне по продаже автомобилей Tesla удивились вопросу о покупке электромобиля в кредит. «Банков-партнеров у нас нет, люди приходят и просто платят наличными», — сказал консультант автосалона.

По словам начальника управления автолизинга компании «ВТБ Лизинг» Евгения Татаринова, рынок продаж электромобилей в России пока находится в зачаточном состоянии. «Основные причины — низкий спрос на данные модели из-за высокой стоимости, недостаточно развитая инфраструктура зарядных станций, а также привычки потребителей, которые отдают предпочтение автомобилям, работающим на традиционных видах топлива», — отмечает он.

«Банки менее охотно дают кредиты для электромобилей, поскольку в России это все еще частная история, нет массового сегмента рынка, как и подходящей инфраструктуры для использования электромобилей. С учетом этого создавать отдельный продукт, с определенными рисками и особенностями — довольно затратная идея, в которой банки пока не видят смысла. Вероятно, в ближайшее время появятся кредитные продукты для покупки электромобилей, учитывая взрывной рост их популярности. Однако в первую очередь банки будут учитывать развитие инфраструктуры для эксплуатации электромобилей, прежде чем запускать массовое кредитование», — считает президент банка «Воронеж» Олег Кисляк.

Банки менее охотно дают кредиты для электромобилей, поскольку в России это все еще частная история, нет массового сегмента рынка, как и подходящей инфраструктуры для использования электромобилей

Отремонтировать «красавицу» на «левом» автосервисе не удастся

Страховщики индивидуально подходят к страхованию электромобилей, рассказал начальник управления андеррайтинга по автострахованию СК «МАКС» Алексей Фомичев.

«В силу того, что стоимость электромобилей достаточно высока и чувствуется недостаток аккумуляторов для них, оригинальных запчастей и отсутствие развитой дилерской сети, страховщики индивидуально подходят к страхованию таких автомобилей. На примере автомобиля Tesla — очень дорогое авто, стоимость от 8 500 000 рублей модели S. Ремонтировать эту красавицу, пытаться «влепить» что-то дешевое китайское или неоригинальное невозможно, да и на непонятном сервисе тоже», — говорит Фомичев. «Страхование по каско гибридных автомобилей, например таких марок, как Lexus, Toyota, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Volkswagen, в России общепринято, страхуются на стандартных условиях, как и обычные бензиновые или дизельные автомобили, без каких-либо препятствий направляются на дилерские станции на ремонт в результате страхового случая», — поясняет он.

Нет субсидий, но есть пошлины

Сторонники электромобилей уверены, что за этим видом транспорта будущее и банки не смогут долго игнорировать этот тренд.

По мнению управляющего партнера компании «Электромобили» Василия Пановицына, сейчас препятствиями для роста спроса на электромобили являются их цена и недоверие к самой идее электрической зарядки для машины.

«Основная масса людей не понимает формата владения автомобилем. В среднем человек ездит 50—100 километров в день. Инфраструктура для подзарядки в городе практически не нужна, хотя уже сейчас торговые центры и гостиницы с удовольствием устанавливают зарядные станции. Но обычно автомобиль ставится на зарядку ночью, и ему нужна небольшая зарядная станция дома. Еще одно ограничение — это цена, так как электроавтомобиль стоит в 2—3 раза дороже обычного авто такого же класса. У нас нет субсидий при покупке электрического автомобиля, как в Европе, а ввозные пошлины очень высоки, что приводит к дополнительному удорожанию цены», — объясняет он.

Управляющий партнер «Тесла Клуба» Игорь Антаров говорит о том, что интерес к созданию программ по продаже электрокаров проявляют лизинговые компании. «Мы как раз сейчас находимся в процессе переговоров с лизинговой компанией о возможности продажи электромобилей в лизинг. Думаю, что отсутствие специальных продуктов связано с тем, что банки и лизинговые компании не могут оценить предмет залога и просчитать связанные с ним риски», — полагает он.

Директор «АудитЭнерго Групп» (развитие и обслуживание зарядной инфраструктуры для электромобилей) Ия Гордеева прогнозирует, что рынок электроавтомобилей будет развиваться в геометрической прогрессии.

«Перспективы этого рынка таковы, что он будет развиваться в геометрической прогрессии. Так, были приняты поправки в ПДД и утвержден знак электромобиля для того, чтобы места зарядки не занимали обычные авто. Планируется внесение соответствующих поправок в КоАП, и это позволит применять санкции к тем, кто будет парковаться на этих местах. Органам исполнительной власти дали указание рассмотреть вопрос допуска электромобилей на выделенные полосы для общественного транспорта. Если же приводить в пример Европу, то там огромные подвижки в этом направлении. Например, в Норвегии с 2019 года будут запрещены продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, по этому же пути пойдет Голландия, его рассматривает Германия. Вся Европа отказывается от машин с двигателями внутреннего сгорания и переходит на электрокары и гибриды», — рассказывает она.

«К нам приходят очень серьезные люди»

Игорь Антаров отметил, что с развитием рынка в России меняется и портрет покупателя, теперь Tesla покупают и представители среднего класса.

«Есть несколько категорий покупателей автомобилей Tesla. Самый близкий к нам клиент — это топ-менеджер или владелец IT-компании. Некоторые бизнесмены приобретают электромобили для того, чтобы почувствовать свою причастность к будущему или удовлетворить технический интерес. Бывают покупатели, про которых мы ничего не знаем, а они знают про нас все, то есть это очень серьезные люди. С развитием рынка подержанных автомобилей, цена на которые, соответственно, ниже, мы видим, как меняются клиенты. Например, к нам уже приходят владельцы среднего бизнеса. Особенно заметна такая тенденция стала в этом году», — указывает он. «Конечно, есть и знаменитости, но информация о них — это коммерческая тайна», — добавляет Антаров.

Известно, что автомобилем Tesla владеет глава Сбербанка Герман Греф. «Я как владелец Tesla могу сказать, что это совсем другое качество, которое пока люди не могут разделить из-за высокой цены. Она умная, умеет делать многие вещи, которые пока не умеют делать ни BMW, ни Mercedes», — рассказал Греф в ходе одного из мероприятий.

​Греф рассказал о преимуществах своего автомобиля Tesla

Глава Сбербанка Герман Греф в ходе делового завтрака рассказал, что является владельцем автомобиля Tesla и считает его наиболее технологичным.

Они не возвращаются

Эксперты перечислили преимущества электромобилей, которые заключаются в более низкой стоимости пробега по сравнению с обычными авто и эксплуатационными затратами. Кроме того, в Москве владельцы электромобилей могут не платить за парковочные места, что также дает существенную экономию. «Внутри самого автомобиля не слышно никакого шума и нет вибрации. А еще, что очень важно, он не производит выбросов в окружающую среду. Представьте, как это может изменить ситуацию в наших городах», — говорит Ия Гордеева.

«Те, кто купил электромобиль, в 90% случаев уже не возвращаются к обычному автомобилю», — уверяет Василий Пановицын.

Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru